В поисках умысла. Юристы о налоговых декларациях компаний, правах на нежилые помещения и региональных льготах

Компетентные комментарии об актуальных новинках законодательства и правоприменительной практики.

Федеральная налоговая служба объявила, что вправе аннулировать налоговые декларации компаний. Чем это грозит?

Николай Вильчур, генеральный директор консалтиноговой компании "Вильчур и партнеры":

— Осенью было опубликовано июльское письмо ФНС, предусматривающее процедуру так называемого аннулирования налоговой декларации. Это не только рекомендации, но и внесение изменений в программный комплекс. Такие меры объяснялись проведением "профилактики нарушений налогового законодательства", то есть — пресечением использования так называемых фирм–однодневок. Хотя сия процедура не предусмотрена действующим Налоговым кодексом РФ и прямо ему противоречит. По существу, инспекциям делегировали право в одностороннем порядке признавать сданную декларацию аннулированной, то есть несданной, что влечет штрафные санкции. Но уже 2 ноября ФНС отозвала письмо без объяснения причин. Но можно предположить, что изложенные в этом спорном документе нормы ведомство постарается включить в Налоговый кодекс. В этом случае не только налогоплательщик окажется в бесправном положении, решение об "аннулировании" декларации повлияет и на права его контрагентов. Ведь формально неподача декларации не влечет негативных последствий для партнеров. Значит, могут появиться изменения и в части основания для применения вычетов по НДС и налогу на прибыль.
Это письмо, пусть и отмененное, может стать вехой опасной тенденции — еще большего перекладывания бремени доказательства обоснованности своих действий на налогоплательщика.
Причем о презумпции невиновности речь не идет давно — налоговые органы больше заняты поиском умысла в каждом деянии, поскольку он влечет повышенную налоговую ответственность и хорошие перспективы для уголовной.
В данном случае речь идет уже о негативных последствиях вообще без правонарушения, да еще и без всякого сбора доказательств: не устраивают данные на компанию — выкинули ее налоговую декларацию, а контрагенту просто доначислили налоги и пени.

Как арендатор может сохранить за собой нежилое помещение в случае расторжения КИО бессрочного договора?

Вера Рябова, старший юрист практики недвижимости и градостроительства Rightmark Group:

— Гражданский кодекс РФ и типовая форма договоров аренды коммерческих помещений, заключаемых комитетом имущественных отношений (КИО, ранее КУГИ), предусматривают пролонгацию аренды на неопределенный срок в случае, если при отсутствии возражений со стороны арендодателя помещение используется после истечения срока договора. При этом КИО вправе в любое время расторгнуть договор во внесудебном порядке, предупредив арендатора за 3 месяца. Это может быть связано с нарушением условий использования объекта или объективными обстоятельствами (например, принятием решения о капитальном ремонте здания). Допускается и немотивированный отказ. Если арендатор надлежащим образом исполнял договор, он имеет преимущественное право на заключение нового. Для этого необходимо в разумный срок письменно уведомить КИО о желании его перезаключить. При отказе комитета в отсутствие законных оснований арендатор вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Если помещение в течение года было передано другому лицу, то прежний арендатор вправе потребовать перевода прав и обязанностей по договору на себя и возмещения убытков. Важно помнить, что со 2 июля 2008 года государственная или муниципальная недвижимость может передаваться в аренду только по результатам торгов. Исключения установлены законом для некоторых некоммерческих организаций и ряда иных случаев. На практике у компаний, арендовавших городскую недвижимость до июля 2008 года без проведения торгов, возникают сложности с перезаключением договоров. Руководствуясь выводами Верховного суда РФ, КИО признает преимущественное право, только когда помещение было предоставлено по итогам торгов либо если их проведение законом не требуется. В настоящее время в Госдуме рассматривается законопроект о распространении преимущественного права на всех арендаторов публичной недвижимости, чтобы исключить неравенство в их правовом положении. Однако в любом случае для предупреждения отказа КИО в заключении договора арендатор на протяжении всего срока его действия не должен нарушать принятые на себя обязательства.

Объявлено о прекращении предоставления региональных льгот по налогу на прибыль с 2019 года. До какого момента можно будет пользоваться ранее установленными в Петербурге и Ленобласти льготами?

Сергей Колесников, руководитель практики «Налоги» юридической фирмы «Интеллектуальный капитал»:

— Действующий Налоговый кодекс РФ допускает, что законами субъектов Федерации ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в соответствующий региональный бюджет, может быть снижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом она в 2017–2020 годах не может быть ниже 12,5%.
Принятые в этом августе поправки запрещают регионам самостоятельно устанавливать льготы по налогу на прибыль, не предусмотренные федеральным законодательством. Вместе с тем введенные до 2018–го могут применяться до 1 января 2023 года. В частности, по пониженной ставке налог на прибыль в бюджет Петербурга в течение 3 лет смогут платить крупные инвесторы (вложившие не менее 15 млрд рублей), компании, осуществляющие деятельность в ряде приоритетных отраслей (в сфере транспорта, связи, радиовещания и некоторых иных).
Льгота сохранится и для работодателей, которые в 2019–м будут выплачивать среднемесячную зарплату не менее 144 тыс. рублей коллективу от 400 человек или по 216 тыс. 100 работникам и более.
В свою очередь, срок действия пониженной ставки по налогу на прибыль для резидентов расположенной на территории Петербурга особой экономической зоны не изменится.
Бессрочно будут действовать льготы для организаций, реализующих или уже реализовавших инвестиционные проекты на территории Ленобласти. Другие ранее установленные привилегии можно применять только до 1 января 2023 года. Это, в частности, касается организаций потребительской кооперации, экспортеров информационных технологий, жилищных и жилищно–строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, находящихся в собственности общественных организаций инвалидов и Всероссийского общества слепых, организаций, занимающихся созданием, развитием или управлением индустриальным парком, управляющих компаний, использующих труд отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и ряда других.