Игра на чужом поле. Сотовые операторы за 10 лет заняли лишь 10% рынка широкополосного доступа в Интернет

Автор фото: Photoxpress
Получить свою долю широкополосного "пирога" сотовые операторы пытаются около 10 лет. В результате, по оценкам "ИКС–Консалтинг", мобильным операторам уже принадлежит почти 35% рынка ШПД в России. На "Большую тройку" приходится около 6,5 млн абонентов фиксированной связи, в то время как, по данным Минкомсвязи, в стране зарегистрировано более 31 млн подключенных к ШПД домохозяйств. В сумме, согласно подсчетам "ТМТ–Консалтинг", в 2017 году объем рынка составил 130,1 млрд рублей.
МТС (3,1 млн абонентов в РФ, рост 7,7%) и "ВымпелКом" (2,2 млн, 3,2%) в 2017 году вошли в топ–5 рынка и заняли 3–е и 4–е места соответственно. Но для сравнения: в прошлом году абонентская база "Ростелекома" выросла на 3,4% и составила 11,9 млн абонентов. Число клиентов "ЭР–Телекома" достигло 3,4 млн, что на 12,4% больше прошлого года. Вместе у них почти половина всего рынка ШПД.
В Петербурге, по оценкам аналитиков, мобильные операторы занимают лишь 10% петербургского рынка ШПД, это примерно 180–200 тыс. абонентов.
По оценкам агентства "Рустелеком", суммарный объем городского рынка широкополосного доступа к концу 2017 года достиг 6,51 млрд рублей. В этом году за счет роста тарифов выручка увеличится. По итогам первого полугодия к середине 2018 года она достигла 3,35 млрд рублей.
В Петербурге в первой пятерке провайдеров фиксированного доступа среди мобильных операторов находится только "ВымпелКом" — он на 4–м месте с долей рынка 6,2% (оценка J'son Parnters).

Богатое наследство

В отличие от других городов, в Петербурге сотовые операторы не строили инфраструктуру под собственный ШПД, они также не стремились значительно нарастить абонентскую базу в этом сегменте. Компании занимались поглощениями действующих игроков.
Первым масштабную экспансию начал "ВымпелКом". С 2008 года на Северо–Западе он работает на выкупленных ранее сетях Golden Telecom, "Корбина–Телеком" и "Элтел".
"Развитие фиксированного бизнеса является для нас одним из приоритетных направлений. С 2016 года мы подключили более 1 млн домохозяйств во всех городах присутствия предложения, в том числе и в Петербурге", — рассказали в пресс–службе "ВымпелКома".
В 2011 году "МегаФон" полностью выкупил оператора интернет–связи "Нет Бай Нет Холдинг" (работает под брендом Wifire), сумма сделки составила около 270 млн рублей. Через 3 года сотовый оператор передал своей "дочке" абонентскую базу выкупленного ранее старейшего игрока петербургского рынка "Вэб Плас".
По словам аналитиков, Северо–Западный МТС после покупки интернет–провайдера "Теликс", работавшего под брендом "Мультинекс", не добился значительных успехов на рынке. Эксперты уверены: дело в том, что сотовики не продолжили политику прямых продаж клиентам, перестали делать поквартирный обход и работать с каждым потенциальным клиентом по отдельности.

Мода прошла

Несколько лет назад, когда остро встал вопрос о диверсификации бизнеса на фоне общего снижения органического роста клиентской базы по основному профилю, развиваться в области фиксированного ШПД стало модно, вспоминают связисты. С середины 2000–х сотовики стремились к реализации концепции triple play — объединение в своей системе услуг телефонии, интернета и платного ТВ.
"Это выглядело вполне логично: основные клиенты сотовых операторов — физлица, они сильно пересекались с целевой аудиторией услуг ШПД", — рассказывает генеральный директор универсального оператора связи "Обит"Андрей Гук. За счет новых услуг компания может увеличить средний чек абонента у значительной части абонентской базы.
"Однако в Петербурге сотовые операторы в этой сфере более инертны. Они какое–то время игрались с фиксированным интернетом, но потом эта история затихла", — отмечает эксперт. Игроки рынка уверены, что сотовые операторы в свое время недооценили сложность работы в отрасли. Якобы они уже после запуска бизнеса поняли, что это более сложный и менее маржинальный бизнес.
"Конечно, сотовые операторы в сфере ШПД очень сильно отличаются от традиционных тем, что они не умеют оказывать эти услуги, — с иронией отмечает исполнительный директор SkyNet Андрей Шпедер. — Бизнес в домашнем интернете очень сильно отличается. В мобильной связи все просто — нанимаешь подрядчиков, которые ставят вышки и обслуживают серверы. На тебе остаются только бренд–менеджмент и владение частотами. А ШПД–рынок, так сказать, более точечно–геморройный, с каждым абонентом больше общения, с каждым кабелем больше взаимодействия".

Выручка — не главное

Впрочем, аналитики рынка более лояльны к мобильным операторам. По их словам, у сотовиков может быть ряд преимуществ — например, что у "Большой тройки" априори больше ресурсов на модернизацию сетей. К тому же, поскольку телеком–рынок стремительно развивается, мобильные операторы вынуждены инвестировать в новое сетевое оборудование, которое потенциально может помочь при развитии ШПД.
Также среди конкурентных преимуществ сотовых операторов так называемые конвергентные услуги, пакетированные предложения.
Провайдер может предоставить интернет и мобильную связь, за небольшую плату добавив антивирусное ПО и набор услуг по страхованию оборудования.
"Такие конвергентные предложения — будущее индустрии, ее логичное развитие, тесно связанное с появлением и внедрением новых технологий. Они дают множество преимуществ для современных потребителей, удовлетворяют их потребности, не создавая им неудобств при пользовании и оплате", — рассказали в пресс–службе "ВымпелКома".
Однако крупнейшим среди операторов, оказывающих подобные конвергентные услуги, оказались не сотовые операторы, а "Ростелеком", который с недавних пор также пришел в мобильный бизнес.
Он предлагает специфичные комбинированные предложения, например фиксированный интернет плюс видеонаблюдение.
Предложение у сотовых операторов по услугам ШПД не отличается, но они могут добавлять в него дополнительные опции вроде скидок на другие сервисы. В этом контексте у мобильных операторов даже есть некоторое преимущество по доходности. Даже некоторые немобильные операторы создали на своей базе виртуального оператора и также предлагают пакеты услуг. Для сотовых операторов ШПД — это уже профильный бизнес, они много лет этим занимаются. И хоть они несопоставимы с "Ростелекомом", они все равно являются мощными игроками рынка.
Константин Анкилов
генеральный директор "ТМТ Консалтинг"
Принципиально важно, что у нас почти все домашние сети созданы технарями, они становились генеральными директорами, при этом продолжая отвечать за техническую составляющую. Исторически это была отправная точка для развития ШПД. Но в случае с "сотовиками" технические нюансы в общей сложности пускали на самотек, поскольку основной бизнес — это мобильная связь. И с точки зрения маржинальности по самой бизнес–модели сотовые операторы заточены именно на продажи сотовых контрактов.
Юрий Брюквин
генеральный директор аналитического агентства "Рустелеком"