Остров проклятых. Почему Крестовский стал заповедником нелепой архитектуры

Автор фото: Интерпресс

С кем вы, мастера постоять у кульмана?

Есть в нашем северном городе заповедник элитарных архитектурных уродов. Выставка несуразных — да просто безобразных — поделок нынешних проектировщиков. Как? Не догадались, о чем я? Разумеется, о Крестовском острове.
Однажды, разгребая в своем загородном имении старые газеты для растопки печи, наткнулся на статью в газете "Час пик" за 1995 год. В ней поднималась тема застройки Крестовского — видимо, именно тогда был дан старт "редевелопменту" этой прежде приятной для прогулок территории.
"Вы хотели бы жить в центре нашего чудесного города, в окружении зелени парков, рядом с гладью чистого Финского залива? Самые смелые свои мечты вы могли бы увидеть воплощенными (пока на бумаге) на недавнем заседании градостроительного совета. На нем рассматривались пять проектов, разработанных в связи с заказным конкурсом на тему "Гармонизация среды Крестовского острова, концепция развития". Жюри под председательством Анатолия Собчака еще не вынесло свой вердикт. Может быть, это и хорошо", — рассказывали журналисты почти четверть века назад.
Власти сетовали на хиреющие спортивные сооружения и обветшавшее жилье, на "достаточно проблематичное" решение этих проблем за счет бюджета и очень даже вовремя подоспевшие предложения от бизнеса, которые тогдашний заместитель председателя комитета по градостроительству и архитектуре Виктор Полищук называл "реализацией комплексного проекта: строительством элитного жилья, офисов, гостиниц, луна–парков, частных спортивных клубов". Было обещано, что не будет "революционных изменений в сегодняшнем облике Крестовского острова".
Во что все это выливалось, мы могли наблюдать в течение двух десятилетий. Развития спортивных сооружений, анонсированного Полищуком, незаметно: "Динамо" потеряло солидный участок под жилье, а здание тира (самое большое из "динамовских") даже не покрашено.
Стадиону "Нева" на Вязовой улице, гребному клубу на проспекте Динамо, гостинице "Спортивная" на берегу Средней Невки на смену пришло жилье.
А сколько утрачено детских садов! Да даже детский дом на Депутатской улице снесли — ради коттеджей судей Конституционного суда, причем вместе с участком этой улицы.
Стал остров лучше? Однозначно нет. Ни в функциональном наполнении, ни в рекреационном (поскольку спортивные объекты вытеснялись с восточной половины острова в Приморский парк Победы, то парк этот приходилось безжалостно рубить), ни в архитектурном.
Для проектировщиков остров стал площадкой возможностей. С одной стороны — огромные денежные гонорары от застройщиков, с другой — уютное окружение, с третьей — почти полная самостоятельность в выборе стилистики.
В итоге почти все мастера постоять у кульмана провалили это задание. Руки–то им развязали, а вот собственных профессиональных ограничений не нашлось.
Куда ни плюнь — везде дом–урод. На углу Рюхиной улицы и Крестовского проспекта стекло, как плесень, спускается с крыши, на углу той же Рюхиной, но уже с Морским проспектом, — мини–версия скандального "Монблана". Все попытки сделать фасады под старину превратились в простое "приклеивание" колонн и рустов на унылые и дисгармоничные стены: что на Морском проспекте в створе Еленинской улицы, что на Константиновском проспекте возле Фруктового сада.
На острове можно вдоволь "насладиться" некогда любимым проектировщиками архитектурным "стилем" — стаканизмом (это когда остекленные башни и балконы из–за граней стеклопакетов напоминают граненые стаканы): у 2–го Елагина моста, позади станции метро "Крестовский остров", на углу Вязовой и Спортивной улиц.
Даже Управделами президента построило себе стаканистический медицинский центр.
Обязательно стоит потратить полминуты своего драгоценного времени на два дома в другом модном "стиле" — хаотизм (когда окна имеют намеренно разную форму, уменьшаясь или увеличиваясь по ширине): оба в Константиновском переулке.
А чего стоят четыре "градирни", облепленные стеклянными балконами, между Депутатской и Солнечной улицей?
А будто бы многократно надстроенный колхозными мастерами дом между Морским и Константиновским проспектами близ Петроградской улицей, довершенный "ротондой" а–ля смотровая будка?
Что ни дом — то шедевр. Шедевр безвкусия и вседозволенности.
Спасибо деревьям, благородно заслоняющим своей зеленью памятник "краснопиджачного" новорусского зодчества и одновременно истории процесса, как можно было угробить тихий и милый остров без использования "муравейников" и автомобильных развязок.
И те редкие симпатичные домики — на набережной Мартынова, 74, Депутатской улице, 26 (еще бы по форме это здание было бы не просто коробкой), Крестовском проспекте, 13, ну и, конечно, самой станции метро "Крестовский остров" — увы, среди этого архитектурного безумия 2000–х стали диссонирующими объектами.