Вечные ценности вечно ценные. Российский антикварный рынок успешно восстанавливается после кризиса

Автор фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС

Однако до прежних высот ему пока далеко.

Российский рынок антиквариата считается одним из самых закрытых и сложно поддающихся анализу. До сих пор значительное количество сделок происходит на условиях "из рук в руки", без какого–либо оформления. В таких условиях конфиденциальность чрезвычайно высоко ценится как покупателями, так и арт–дилерами. Репутация бывает даже важнее формальных критериев профессионализма.

Продавать? Покупать!

Согласно масштабному исследованию, проведенному в 2018 году консалтинговой группой Success Brand Management (SBM), на сегодняшний день объем российского рынка антиквариата может составлять около 2–3% мирового. В денежном выражении это порядка $400–600 млн в год. Пик фиксировался около 10 лет назад, когда обороты достигали $1 млрд.
Опрошенные "ДП" петербургские антиквары признают, что рынок, при всей своей кулуарности, "очень чувствителен к тому, что происходит за стенами наших магазинов". Колебания российской экономики моментально сказываются на покупательной способности любителей старины и искусства. За последние 20 лет российский рынок антиквариата пережил три серьезных кризиса, строго следуя в фарватере национальной экономики. Самым болезненным, разумеется, был кризис 1998 года, обрушивший вместе с курсом валют и судьбы многих коллекций. Затем был непростой 2008 год. А самые свежие потрясения произошли 4 года назад.
Это легко проследить по объемам продаж живописи, графики и скульптуры (самый массовый сегмент рынка, занимающий около 50%). По оценкам проекта ARTinvestment.RU, в 2013 году оборот российских аукционов достигал $21 млн, в 2014–м — уже $14 млн, а в 2015–м — едва $4,6 млн. Затем ситуация начала выравниваться, хотя более скромными темпами: 2016 год — $7 млн, 2017–й — $8,7 млн.
Интересно, что антикварные салоны перед лицом кризиса продемонстрировали довольно большой запас прочности. Закрылись лишь немногие. А опытные игроки хладнокровно замечают, что с рынка ушли случайные люди.
При этом аналитики SBM отмечают, что кризис 2014–2015 годов заметно повлиял на структуру спроса и предложения. В условиях, когда многие инвестиционные инструменты оказались нестабильны, именно антиквариат стал привлекательным активом. В результате сформировался рынок инвестора, а не продавца. Удачная покупка более актуальна, чем выгодная продажа. Однако специалисты предостерегают тех, кто сейчас инвестирует в антиквариат, что их вложения окупятся не ранее чем через 5–10 лет.

Аукционы не успели

На сегодняшний момент в России работает около 800 антикварных магазинов и салонов. Примерно 300 из них находятся в Москве и Петербурге. Помимо того, продажи идут через арт–дилеров, которых в России, по оценкам антикварного дома "Гелос", до 5 тыс. человек. Однако эта среда крайне нестабильна. Ведь среди арт–дилеров встречаются те, кто продает не систематически, а лишь по случаю. Также стоит учитывать, что статус арт–дилера имеют большинство хозяев салонов, что частично дублирует статистику. На непостоянной основе оказывают услуги по продаже старинных картин многие частные галереи.
Довольно своеобразная ситуация сложилась в России с аукционами. Они были популярны в начале 1990–х, когда предложение и спрос были огромными и требовались соответствующие мощности для продаж. Этот праздник жизни логично закончился в 1998 году. Потребовалось продолжительное время, чтобы аукционы снова стали активно действовать в России. Как считают участники рынка, аукционисты упустили возможность взять хороший старт в начале 2000–х годов. Они стали набирать обороты поздновато, и их сильно подкосил новый кризис 2014–2015 годов. Поэтому крупных аукционов, подобных всемирно известным Sothbey’s или Christie’s, в России так и не появилось.
Сейчас салоны и аукционы конкурируют друг с другом без особого накала. В моде аукционы, на которых продаются сравнительно недорогие вещи. К примеру, графика советских художников, монеты, памятные знаки и так далее. Причем в Петербурге аукционные продажи по–прежнему менее популярны, чем в Москве.
Кроме всего вышеперечисленного действует несколько десятков интернет–площадок. Но их развитие в России заметно отстает от общемирового. Дает себя знать привычка клиентов и арт–дилеров доверять только самим себе. А значит, предмет перед покупкой нужно обязательно увидеть собственными глазами и потрогать.

Русские недели

Так называемые "русские недели" дважды в год (в июне и в ноябре) проводят крупнейшие мировые аукционы — Sotheby’s, Christie’s, MacDougall’s, Bohnams. Однако от года к году объем продаж на них сокращается. По мнению аналитиков, это связано не с потерей интереса в мире к русскому искусству, а с тем, что самые дорогие его произведения продаются не в рамках этих недель, а в текущем режиме. В целом же, согласно данным исследования SBM, российский рынок процентов на шестьдесят состоит из антиквариата, полученного из зарубежных источников.
Актуальные тренды российского рынка таковы. Все большую популярность (причем как в стране, так и за рубежом) набирает советская живопись. Но если раньше наблюдался подкрашенный ностальгией по "красной империи" спрос на портреты вождей и агитплакаты, то теперь в цене больше салонные картины с пейзажами, интерьерами или жанровыми сценками.
Естественно, быстро растут в цене предметы, связанные с известными историческими личностями или событиями.