Богатые люди часто говорят, что десятую долю всего своего состояния держат в предметах искусства. Считается, что в долгосрочной перспективе эти объекты приносят гораздо больше денег владельцу, чем, например, инвестиции в фондовый рынок.
По данным компании Knight Frank, за последние 10 лет средняя стоимость предметов искусства в долларах США выросла на 78%. Для сравнения: доходность 10–летних американских облигаций была бы в 2 раза ниже.
Цены на предметы искусства в большинстве случаев отрицательно коррелируют с обычными финансовыми активами, что увеличивает их ценность как активов–убежищ. Например, работы Сезанна росли в цене даже во времена войн и кризисов.
Искусственные риски
Перед искушением не могут устоять институциональные инвесторы, хотя это история с плохим концом. Первопроходцем стал пенсионный фонд British Rail, с 1974 по 1980 год закупивший 2500 объектов антиквариата. Часть лотов удалось вовремя скинуть по хорошей цене, но остатки продавали вплоть до 1999 года, и за 25 лет доходность составила лишь 11,3%. Это неплохой результат на фоне банка BNP Paribas, который из–за увлечения искусством потерял вообще 40%!
Несмотря на это, западные банкиры и сейчас почитают за благо держать на балансе редкие шедевры. Но инвестору может дорого обойтись проходящая мода. В конце XVIII столетия множество знатоков придерживалось мнения, что двумя выдающимися художниками Италии были Микеланджело и Рени. Однако уже в 1950 году купить картину Рени можно было всего за $500.
Даже признанные сегодня гении вполне могут вырасти в цене меньше, чем акции успешной компании. Покупка картин Пикассо или Лендера в 1950–х годах принесла бы значительную прибыль, если бы их продали 30–50 лет спустя. Однако гораздо большую прибыль принесла бы покупка акций Xerox или IBM. Не говоря уже о том, что до 20% от стоимости шедевра могут составить сопутствующие расходы (оценка, охрана, страховка и т. д.), а найти клиента даже сложнее, чем на недвижимость, — это один из самых неликвидных активов.
Наглядная иллюстрация того, как на самом деле опасен мир искусства, — случай российского миллиардера Дмитрия Рыболовлева. В 2017 году он прогремел на весь мир, продав работу Леонардо да Винчи "Спаситель мира" за рекордные $450 млн (покупал он ее за $127,5 млн). Но едва ли на сердце у россиянина стало намного легче. Свою коллекцию он начал распродавать 2 года назад, и даже после такой сделки остался с убытком порядка $14 млн. Сейчас Рыболовлев пытается в судах доказать, что его обманул арт–дилер, заставив переплатить за приобретение 38 произведений искусства не менее $1 млрд. На днях иск на $380 млн подан и против Sotheby's.