Сам себе SAM. Арт-ярмарка в Музее стрит-арта

 

К формату первых петербургских независимых арт–ярмарок возвращается SAM Fair (Музей стрит–арта, 13–14 октября). Странное дело: вроде бы основные продажи у наших художников бывают в Москве. Там покупатели, там спрос, там интерес большого бизнеса к contemporary art. Петербургу не угнаться за столицей, но при всем при том ярмарки современного искусства если не появились у нас раньше, чем в первопрестольной, то по крайней мере бывают чаще. Еще в середине нулевых художник Иван Химин придумал "Арт–Барахолку". Во дворике на Лиговке, в двух шагах от Невского, любой художник мог выставить и продать свои работы. Ни тебе цензуры, ни худсовета. Идею у Химина тут же стащили, и уже через пару лет в городе появилось несколько похожих проектов. Затем моду на арт–аукционы задала галерея "Борей", вскоре к ней подключился благотворительный фонд AdVita. Публичных торгов, где сбывают современное искусство, за последнее время у нас стало на удивление много, пусть финансово они даже в сумме своей несопоставимы с тем же Cosmoscow.
SAM Fair, как и в прошлом году, приглашает художников принять участие в ярмарке, упростив отбор работ до кураторской экспертизы. Год назад в Музее стрит–арта выставились около 100 художников. Среди них были и звезды — например, столичный гость Олег Кулик, и чтимые в профессиональном сообществе Андрей Рудьев, Петр Швецов, Юрий Штапаков, и многие, кого еще ждет признание. Цены были достаточно демократичные — от 500 рублей до 30 тыс.
Название первой ярмарки "Бешеные торги" себя оправдало: искусства продали на 3,5 млн рублей. Для Питера неплохо. В этом году подготовлена площадка для 120 участников. Состав тот же: знаменитости, художники, которые уже сделали себе имя, и те, кто пока мало известен. Ценовой потолок поднят до 50 тыс., а название говорит само за себя — "Супермаркет".
Современное искусство без ложного стыда (если за ним такое водится) предлагает себя всем, кто готов отдать самую скромную сумму, чтобы приобщиться к нему или даже попробовать себя в амплуа коллекционера. А что еще остается арту в наших широтах, если у нас три с половиной галереи, да и те уповают на продажу как на чудо?