Fair play в чистом виде. Эффект "Что? Где? Когда?" сильнее, чем у тренингов

Автор фото: ТАСС

38 команд, 10 стран, 228 участников, 72 вопроса — на Кипре, в городе Лимасол, состоялся V чемпионат мира по игре "Что? Где? Когда?" среди любителей. В призерах — и автор этого текста.

"Что? Где? Когда?" (ЧГК) в его привычном телевизионном варианте — один из немногих оригинальных форматов интеллектуальных игр, придуманных в России. При этом ЧГК является одним из самых узнаваемых российских брендов, своего рода визитной карточкой российских интеллектуальных состязаний.
Однако ЧГК — это не только круглый стол, рулетка, противостояние знатоков и зрителей и закадровый голос ведущего. "Что? Где? Когда?" в его турнирном варианте — это та же минута на размышление, но без возможности обсудить вопрос с ведущим, попросить дополнительное время и воспользоваться помощью клуба. Вопрос, минута обсуждения, письменный ответ. Чемпионат мира — 72 вопроса. В идеале нужны 72 правильных ответа. Но в этот раз для победы команде капитана Антона Низовцева хватило 49.

Эрудиция и корпорация

Ранг спортивных соревнований "Что? Где? Когда?" определяется несколькими факторами, объясняет один из ведущих российских игроков в ЧГК, победитель и призер множества международных состязаний, школьный учитель Александр Мосягин. Во–первых, организаторы турнира должны быть признаны в этом качестве Международной ассоциацией клубов "Что? Где? Когда?". Во–вторых, это класс команд–участников. Чемпионат мира предполагает, что в нем выступают группы, уже добившиеся определенных результатов на уровне своей страны. Это не жесткое правило, испытать свои силы может каждый. Но все понимают, что без соответствующей интеллектуальной и особенно специфической командной подготовки на чемпионские вопросы ответить невозможно. И конечно, главное — это уровень самих вопросов, составленных по особым принципам. ЧГК — не олимпиада по химии и не университетский экзамен. Для ответа, как правило, должно хватать высокой общей эрудиции. Но на поиск версии есть только минута, и здесь важно умение команды включить все свои креативные способности, ассоциативное мышление и память. В этот раз вопросы, которые озвучивал магистр игры Максим Поташов, были, я считаю, безупречными для такого турнира.
Спортивная "Что? Где? Когда?" — практически идеальный инструмент внутрикорпоративного менеджмента, объясняет Игорь Калинин, капитан петербургской команды "Эмпрана", занявшей третье место в зачете корпоративных команд.
Как средство формирования управленческой команды компании ЧГК значительно эффективнее традиционных тренингов или тестов. Турнир высокого класса — это азарт, настоящий адреналин и психологический риск, который стремительно позволяет выявить и сильные, и слабые стороны сотрудников. Мы сами имеем значительный опыт организации корпоративных интеллектуальных турниров и много раз наблюдали, как в процессе игры меняются отношения среди участников, как вырастают лидеры команды и рождается тот самый корпоративный дух.

Под моральным прессингом

Такой турнир — это в первую очередь психологическое напряжение, говорит сотрудник крупного банка Екатерина Бубнова, призер состязаний. Игра проходит в 2 дня, играют по 36 вопросов в каждый день. В этом турнире лидеры менялись после каждого тура, и выдержать моральный прессинг было непросто. В одиночку "Что? Где? Когда?" выиграть нельзя, каким бы интеллектуалом ты ни был, подчеркивает корпоративный юрист Николай Азовцев, впервые принимавший участие в турнире такого уровня.
Разный возраст и жизненный опыт игроков — это преимущество, поскольку позволяет объединять носителей самых разных знаний. То, что наша команда заняла призовое место, — результат именно солидарных действий.
С Николаем Азовцевым согласен Владимир Гусаров, официальный представитель ассоциации "Что? Где? Когда?" на Кипре. Организация такого турнира, подготовка команды, собственно игра и, конечно, победа — это результат интеллектуальных и организационных усилий множества людей, объединенных общей целью, подчеркивает Гусаров.
В V чемпионате мира по игре ЧГК среди любителей соревновались команды Белоруссии, Израиля, Ирландии, Кипра, Литвы, Мальты, Польши, России, Украины и Швеции. Отдельные игроки приехали также из Германии, Великобритании и США. Об уровне конкуренции свидетельствует результат — разрыв между чемпионами и призерами составлял всего один балл.
Один балл — это один вопрос, поясняет призер турнира в корпоративном зачете Константин Подгайский. Нужны железные нервы и полное доверие между членами команды, чтобы не упрекать никого за неудачную версию ответа. Драматических моментов в турнире было много. Одна из команд, претендовавших на первое место, получила зачетный балл по ошибке и сама заявила об этом жюри. Fair play в чистом виде.
Участники турнира отметили хорошую организацию соревнования и комфортные условия. "Мы всегда рады гостям из России, — говорит Кристос Спиро, управляющий отелем ODYSSEIA Kapetanios Hotels. — То, что наш отель был избран ареной такого турнира, — это признание и качества нашей работы, и нашего гостеприимства".
Победителем общего зачета стала российская команда под руководством Антона Низовцева, второе место заняла команда Вадима Тюшкевича (Россия), на третьем месте — команда Эдвинаса Станкевича из Литвы. Победители корпоративного зачета уступили чемпионам совсем незначительно — также по одному баллу. Первое место здесь заняла российская команда Giper–Turbo, второй стала команда Sitecore с Украины, третьей финишировала петербургская "Эмпрана", которой руководили Игорь Калинин и Александр Мосягин.