Белкин и все те же. Почему важно не пропустить новую выставку в K Gallery

Автор фото: K Gallery

 

За последние несколько лет стало очевидно, что одна галерея в Петербурге не чета всем остальным. Выставки Константина Сомова, Роберта Фалька, Федора Хитрука и художников из "арефьевского" круга, прошедшие не так давно в K Gallery, дали фору даже Русскому музею и Третьяковке. Прямо скажем, музеи–гранды, а не частное собрание должны были сделать подобные проекты. Но в России, где все по завету классика происходит медленно и неправильно, именно галерея оживляет неповоротливые музейные институции.
Новый проект K Gallery — ироничная и стильная экспозиция постановочных фотографий Анатолия Белкина "На своем месте". Без Белкина сложно представить петербургскую арт–сцену. Конечно, он герой курехинской эпохи: виртуозный пересмешник, вышедший из декадентства позднесоветской закваски, постмодернист, владеющий ремеслом художника, и ньюсмейкер, которому больше по душе были лихие 1990–е, чем нынешняя пора отчетности и эффективности. Его игровые мифотворческие выставки — неотъемлемая часть ушедшей эпохи.
Есть ностальгическая советская нотка и в новом проекте. Впрочем, только нотка. По сути, это игра, в которую введено некоторое количество новых правил. Во–первых, с фотографией Белкин работает редко. Он живописец, график, автор объектов и инсталляций. Перед нами рассказ о растянувшейся на несколько лет работе, где каждый снимок готовился step by step. Все отпечатки выставлены вместе с эскизными рисунками.
Во–вторых, в своей любви к фактурным деталям Белкин пришел к новому натурализму. Раньше в фактурных вещах и существах — от старых кроватей–скульптур до насекомых, населявших его холсты, он находил сюрреалистскую фантасмагорику. В новой серии фотопостановок бытовые детали удостоверяют правдоподобие ситуации. Конечно, снимки эти сделаны на потеху друзей по арт–цеху.
Но при всем при том эти инсценировки заводской, ресторанно–кофейной, базарно–прилавочной, садово–парковой и подсечно–огневой жизни с участием статных моделей и колоритной петербургской богемы — меланхоличны. Наполняющая их меланхолия заменяет постмодернистский скепсис на эстетскую затейливость мирискусников, которой еще в 1970–е жило поколение Белкина. Сорок лет спустя она вернулась.
Станислав Савицкий, арт–критик