Как обеспечивалась безопасность питания игроков и болельщиков на чемпионате мира по футболу, стало ли на полках магазинов меньше некачественных китайских товаров и почему растет конкуренция на рынке общепита, рассказал в интервью «Деловому Петербургу» председатель совета директоров группы компаний МRТ Владислав Айрапетов.
Всероссийский центр сертификации "МЕЖРЕГИОНТЕСТ", входящий в группу МRТ, был выбран FIFA для обеспечения безопасности питания на чемпионате мира по футболу. Пока сборные боролись за медали, вы следили за качеством еды?
— Мы отвечали за безопасность питания футболистов, болельщиков, VIP-гостей — всех участников этого большого шоу. Это уже второй раз, когда FIFA останавливает выбор на нашем центре. Первым был Кубок конфедераций в прошлом году, и мы его считаем своеобразной тренировкой, все-таки масштаб чемпионата мира совсем другой, в том числе по составу гостей. Наши эксперты работали на двух аренах — в Петербурге и Самаре.
Большой объем работы пришелся на подготовительный этап — когда мы проверяли рестораторов, подавших заявки на обслуживание чемпионата, их производство, персонал, техническую документацию. Часть еды фасовалась за пределами стадионов и доставлялась уже готовой, поэтому важно было проверить ее безопасность заранее, как на входе, так и на выходе. А непосредственно во время матчей наши эксперты были там, где был основной производственный процесс, проверяя международный набор требований — перечень внушительный. Для нас участие в таком мероприятии мирового масштаба — очень ценный опыт.
На чемпионате вы были проверяющей стороной, но уже не первый год работаете и по другую сторону барьера
—развиваете сеть заведений общепита. Как вы решили инвестировать в сферу, ранее вам незнакомую?
— Решение связать свою жизнь с общепитом было спонтанным. Около 3 лет назад мне поступило предложение от близкого человека поучаствовать в развитии ресторанного бизнеса на правах равноправного инвестпартнера. Как раз тогда я задумался о внутренней диверсификации бизнеса, поскольку группа MRT не была никогда представлена в секторе b2c — мы работали исключительно в b2b и даже в b2g, так как имеем государственную аккредитацию в сфере оценке соответствия и лицензии в других структурах, например Ростехнадзор, Министерство труда.
Бизнес создавался с нуля или уже был какой-то задел?
— У моего партнера на тот период уже была модель бизнеса, обкатанная на двух ресторанах и показавшая свою результативность. Мы взяли ее за основу и модернизировали под сетевой формат. Сейчас у нас 15 заведений, работающих в среднем ценовом сегменте.
Насколько высок порог входа на этот рынок?
— Все зависит от той модели, которую вы выбрали. Если это микробизнес — небольшое кафе, то инвестиции до 20 млн рублей. Для полноценного ресторана стоимость открытия одного заведения — от 50 млн рублей и выше. 3 года назад цифры были немного меньше, сейчас примерно такие. Вообще, объем инвестиций зависит от множества факторов, например площади помещения и ее изначальной базы, выбранной концепции и так далее. Много факторов, которые влияют на конечную цифру.
А помещения у вас свои или вы их арендуете?
— В основном долгосрочная аренда. Возможно, в будущем будем выкупаться, представители некоторых крупных банков уже вышли к нам с предложениями на эту тему.
И за сколько ресторан окупается при такой высокой конкуренции на рынке?
— Хорошая окупаемость — примерно 3 года. Но это сугубо индивидуальная история. Рынок перенасыщен предложениями на любой вкус и кошелек. Рынок далеко непростой — каждый месяц рестораны десятками закрываются, и на их месте открываются новые.
Вы занимаетесь оперативным управлением бизнесом?
— Нет, практически все решения принимаются моим партнером, так как он профессионал в этой сфере, а я выступаю исключительно как инвестпартнер. Я считаю, что на кухне должен быть один шеф-повар, и это залог долгих безоблачных отношений! Естественно, мы советуемся друг с другом ежедневно по разным вопросам.
Каковы планы по дальнейшему расширению сети?
— В отдаленных планах есть выход на зарубежный рынок, но в данный момент все усилия сосредоточены на Петербурге. Скорее всего, первый проект за пределами Северной столицы появится не раньше 2020 года.
До того как выйти на рынок общепита, группа MRT работала только в b2b-сегменте. Ощутили ли вы разницу?
— В b2b нет такой жесткой конкуренции, по крайней мере как в общепите — с другим b2c мы не сталкивались. Повторюсь, общепит как бизнес далеко не прост. Несмотря на то что финансовый порог входа не маленький, конкуренции хватает, и она, к сожалению, не всегда честная.
Ваша основная работа связана с сертификацией, логистикой и ВЭД. Как повлияли на нее геополитические события последних лет и, в частности, санкции?
— Рынки, которые попали под санкции, окончательно исчезли из нашей деятельности. Мы просто перестали с ними работать. Зато наращиваем обороты с азиатскими рынками, в частности с китайским, вьетнамским. Гораздо меньше стало продуктов питания, но увеличились объемы поставок других видов товаров. Таможня России недавно опубликовала статистику, где видна активизация импорта примерно на 10-15% по отношению к первому полугодию 2017 года. Что касается нас, то мы сейчас специализируемся на продукции тяжелого машиностроения, текстильной продукции, упаковке, электрооборудовании, посуде, мебели, товарах для детей и подростков — всем том, чем славится, в частности, Китай. Сейчас ведем переговоры с открытием торгового дома во Вьетнаме. Этот рынок имеет большой потенциал по развитию.
Два года назад, создавая Ассоциацию органов по сертификации и испытательных лабораторий, вы называли главной задачей борьбу с недобросовестными участниками рынка сертификации и производелями, которые пользуются услугами этих игороков. Насколько она успешна?
— За последние годы проделана большая работа по очистке рынка от недобросовестных участников рынка сертификации, в том числе благодаря тесному сотрудничеству с силовыми ведомствами на разных уровнях. Многие компании были закрыты, по ряду организаций идут проверочные мероприятия, по некоторым возбуждены уголовные дела в отношении генеральных директоров. Работа идет. В целом политический курс выбран на оформление документов в своем регионе для прозрачности процедуры оформления документов, подтверждающих качество продукции. И это правильно! Так как очень тяжело проследить всю цепочку, имея такую географическую и временную особенность страны.
Означает ли это, что в магазинах стало меньше некачественных товаров?
— Если сравнивать с тем, что было 5-7 лет назад, то да. Сейчас сложнее стало получить документ без проведения реальных испытаний продукции и выезда экспертов на производство. Конечно, остались еще «умельцы», которые могут за час оформить все что угодно, но их стало гораздо меньше. И они в основном находятся за пределами Северо-Западного федерального округа. А производители, которые воспользовались услугами серых организаций, в первую очередь имеют риск внеплановых проверок со стороны государства. Дело в том, что реестр выданных документов имеет открытый характер, и сейчас нет никаких проблем с выявлением таких прецедентов.
К какой продукции сейчас больше всего претензий?
— Сейчас в центре внимания игрушки для детей до 3 лет в особенности и спортивное питание. По спортивному питанию рынок активно развивается, увеличивается спрос, а значит, и больше желающих на этом заработать.
А качество товаров из Китая не вызывает нареканий?
— Качество китайских товаров разное, те, которые идут на российский рынок, стали более качественными. Ассортиментная матрица китайских товаров очень широка, и если в Россию раньше шел приимущественно ширпотреб, то, например, на другие более экономически стабильные рынки — более качественная продукция. Это напрямую зависит от покупательной способности в целом. Сейчас и к нам поставляется не только самое дешевое. Но еще есть, над чем работать.
Каковы ваши планы по развитию группы компаний?
— Планируем запустить медианаправление осенью этого года, но в целом мы не хотим распыляться, будем заниматься тем, в чем мы уже стали профессионалами, укреплять свои позиции на бизнес-арене и работать на качеством предоставляемых услуг!