За последние 4 месяца предложения по регулированию в области производства алкогольной продукции сыпались как из рога изобилия. Пивоварение не стало исключением. Роскачество, Минфин и Росалкогольрегулирование предлагали ввести маркировку на пиво, создать новый ГОСТ и запретить торговать пивом индивидуальным предпринимателям.
Игроки рынка отмечают, что если крупным компаниям еще как-то можно вписаться в предлагаемые рамки, то производителям крафтового пива, которые представляют собой совсем небольшие пивоварни, работать с такими условиями может стать совсем некомфортно.
Что предлагают
Росалкогольрегулирование предложило Минфину установить минимальную розничную цену (МРЦ) на пиво. По словам главы службы Игоря Алешина, с таким предложением к нему обратились представители отрасли. Также Алешин заявил, что Росалкогольрегулирование уже прорабатывает вопрос создания универсальной маркировки для пивоваренной продукции. С таким предложением, кстати, служба выступала пару месяцев назад. В Минфине пока оба предложения назвали недостаточно проработанными.
На прошлой неделе Роскачество предложило первому вице-премьеру Антону Силуанову изменить ГОСТ и прописать разницу между пивом и пивным напитком. Пивом можно будет назвать только тот алкоголь, в котором содержится не менее 80% солода.
Еще раньше Росалкогольрегулирование предлагало запретить торговать пивом индивидуальным предпринимателям. По мнению ведомства, это поспособствует снижению нелегального производства алкоголя, а ИП просто могут сменить свой статус на юридические лица.
Все эти предложения могут задеть не столько крупных игроков рынка, сколько малые пивоварни. Объем рынка пивной продукции в России в последние годы снижался. В 2017 году объем производства напитка в России упал на 4,9%, а продажи — на 10,8%. Наряду с этим малые пивоварни находились в гораздо более выгодном положении. Например, по данным компании Nielsen, в первой половине этого года на 2% выросли продажи пива на розлив из-за увеличения количества мелких производителей.
Ручной труд
Сами крафтовые производители сошлись на том, что крупным заводам будет легче адаптироваться к новым условиям. Генеральный директор крафтовой пивоварни Paradox brewery Николай Валиотти считает, что большая разница между крупными пивоваренными заводами и небольшими компаниями состоит в первую очередь отнюдь не в объемах производства, а в том, что крафтовое пиво — это ручной труд, который стоит гораздо дороже.
"Введение акцизной маркировки станет огромной статьей затрат для небольших компаний. Здесь понадобится целый комплекс мер: техническое оснащение, дополнительный ресурс персонала, увеличение работы с документами. Предложение о запрете торговле ИП — тоже странная идея. Основные клиенты небольших пивоварен — это бары, которые в основном состоят из ИП", — отмечает он.
При этом бизнесмен положительно оценил идею с введением МРЦ.
"Это положительное явление для отрасли в целом. Есть случаи откровенного демпинга, когда продукцию можно купить за очень небольшую цену. Такой демпинг формирует монополию для каких-то конкретных ретейлеров. Маленькие и средние игроки не могут торговать по цене ниже, чем стоит акциз", — подытожил он.
Его коллега, директор пивоварни Brew Divison Андрей Руфимский с ним согласен. По его мнению, минимальная цена приравняет условия для торговли малым и большим пивоварням. Но при этом его волнует то, что условия для деятельности крафтовиков становятся все хуже.
"Рынок крафтового пива вопреки всему растет, но условия для этой деятельности становятся все хуже. Хотя во всем мире есть статистика, что при развитом этом сегменте "алкоголизация населения" идет на спад. Так как крафтовые игроки подтягивают культуру потребления", — отметил он.
Сооснователь пивоварни On The Bones и Токсовской сидрерии Алексей Белецкий отмечает, что соответствие ГОСТу не сильно волнует клиентов малых пивоварен, но тем не менее само это понятие можно считать устаревшим. "Насколько мне известно, методики определения, из какого сырья приготовлено пиво, сейчас не существует. Сама по себе формулировка "напитки, в которых содержится не менее 80% солода" смешная, так как солод — это зерно, он не содержится в пиве, он используется при его изготовлении. Все перечисленные меры, кроме маркировки, некритичны для крафтового рынка, хотя даже само непрерывное обсуждение каких-то изменений сильно осложняет работу. У крупных заводов, думаю, больше возможностей заранее узнать и подстроиться, у мелких же пивоварен просто нет ресурсов и штатных сотрудников, чтобы постоянно адаптировать процессы, приспосабливаясь к изменениям законодательства", — говорит он.
Плохо будет всем
Вице-президент по корпоративным отношениям компании "Балтика" Алексей Кедрин считает, что все меры, предложенные за последнее время чиновниками, могут оказать негативное влияние на всех игроков рынка, действующих в легальном поле, вне зависимости от их размера. По оценке "Балтики", к крафтовым производителям в России принадлежит доля рынка примерно 2%.
По его мнению, МРЦ может использоваться как инструмент снижения доступности алкоголя для населения, поэтому компания эту идею не поддерживает.
"Необходимо помнить, что между полкой магазина и заводом есть промежуточное звено — дистрибьютор. В случае с недобросовестным производителем ситуация может выглядеть так: он сварил пиво, не заплатил акцизы и отгрузил пиво дистрибьютору. Дистрибьютор продает пиво по низкой цене в торговую точку. Если минимальная розничная цена отсутствует, торговая точка ставит нелегальное пиво по более низкой цене, чем продукт легального производителя. А если минимальная розничная цена введена, то дистрибьютор и продавец просто разобьют пополам маржу. Таким образом, минимальная розничная цена не гарантирует присутствия на полке продукции высокого качества и стопроцентную уплату акцизов с этой продукции", — считает он.
Не меньшей головной болью для крупных производителей станет и обязательная маркировка, потому что она, по мнению Кедрина, является избыточной мерой контроля со стороны государства.
"На наш взгляд, действующая Единая государственная автоматизированная информационная система — ЕГАИС — уже сейчас позволяет государству эффективно контролировать производство пивоваренной продукции и прослеживать ее движение на пути от производственной площадки до торговой точки. Российскую пивоваренную отрасль вообще характеризует высокий уровень дисциплины, в том числе и с точки зрения уплаты акцизных сборов. В 2017 году российские пивовары уплатили в виде акцизов 154,4 млрд рублей, что практически соответствует данным Росстата об объемах произведенной пивоваренной продукции — 744 млн дал", — рассказал эксперт.
Также Кедрин отметил, что изменения в ГОСТ принесут лишь дополнительные нагрузки на отрасль, а запрет на продажу пива ИП может нанести вред предпринимательству.
"Любые меры, направленные против нелегального бизнеса, не должны навредить легальному бизнесу, который развивается и платит налоги. В качестве альтернативных решений запрету продажи пива через ИП предлагаем рассмотреть существенное увеличение штрафов для ИП за нелегальный оборот пива", — говорит эксперт.