Клубный формат, изначально развивавшийся в элитном жилье, теперь успешно применяется девелоперами и при строительстве домов бизнес-класса.
Клубными домами сегодня принято называть дома с небольшим количеством квартир. Появился этот формат в премиум-классе, и помимо локационной, архитектурной и инженерной составляющих, которые присущи высокому ценовому сегменту, предполагал определенную общность проживающих там людей. "Однородная социальная среда покупателей обычно формируется не только ценовой планкой, но и маркетинговым позиционированием проекта, направленным на определенный узкий круг покупателей", — объясняет заместитель директора департамента исследований Colliers International Людмила Заиченко.
При этом речь идет скорее не об общих увлечениях, иначе это больше напоминало бы коммуну или кружок. "Покупателей, которые выбирают для себя один объект, скорее всего, объединяет общая шкала ценностей и одинаковый уровень запросов и потребностей", — рассказывает директор департамента элитной жилой недвижимости Knight Frank St Petersburg Екатерина Немченко. Иными словами, ключевым фактором становится желание жить именно в этом месте и соответствие качественных характеристик дома требованиям покупателей.
Признаки класса
Поскольку классификация жилья — вещь достаточно условная, то идеология клубности домов как комплексов с меньшим количеством квартир и более индивидуальным подходом к запросам покупателей распространилась и на другие классы жилья.
Например, компания ПСК в июле ввела в эксплуатацию клубный дом бизнес-класса LOOK, расположенный на углу Лиговского проспекта и Прилукской улицы. Конечно, признаки клубности дома трансформируются в соответствии с классом жилья. Если элитный клубный дом должен иметь, по мнению экспертов, не более 30-40 квартир, то для бизнес-класса клубным вполне можно считать жилой комплекс, где количество квартир не превышает 100. Например, в доме LOOK их всего 96. К признакам клубности, помимо небольшого количества квартир, в ПСК относят также престижное место расположения, авторский дизайн интерьеров, просторные и правильные планировки квартир, витражное остекление площадью более 800 м2. Также здесь есть подземный паркинг на 40 мест. Въезд во внутренний двор оформлен коваными воротами с гербом и адресом дома. Общественные пространства в доме выполнены по авторскому дизайн-проекту с использованием декоративной штукатурки, керамической плитки и интерьерных акцентов по мотивам коллекции исторических фотографий Петербурга.
Доброе соседство
Как отмечает Людмила Заиченко, понятие клубности действительно нашло продолжение в сегментах бизнес и даже комфорт. По ее словам, оно выражается в идее "нейборхуд" ("соседство"), так популярной сейчас не только в маркетинге проектов, но и в их проектировании. Смысл в том, что дом становится не просто местом для жизни, а местом, в котором приятно проводить время, вместе растить детей, делиться идеями, получать удовольствие от общения и вместе улучшать среду, в которой люди живут.
Например, главный фасад дома LOOK выходит на благоустроенный застройщиком сквер, отделяющий жилой комплекс от Лиговского проспекта. Этот сквер стал новым общественным пространством не только для жильцов LOOK, но и для всех жителей района.
Спрос на качество
Если говорить о темпах продаж квартир в клубных домах, то они тоже различаются в зависимости от класса. "Клубные дома вызывают активный интерес у покупателей, — отмечает Екатерина Немченко, говоря об элитном сегменте, — но далеко не каждый может себе позволить владение подобной недвижимостью, ведь чем меньше квартир в доме, тем выше стоимость каждой квартиры". Поэтому в высоком ценовом сегменте такие проекты продаются дольше остальных ввиду очень высокой стоимости — цена за квадратный метр в них достигает миллиона рублей. А вот в других сегментах спрос, наоборот, высок — дома, которые позиционируются как проекты с однородной средой, вызывают больше доверия.
"На текущий момент в ЖК LOOK осталось 14 квартир, которые выведены в продажу после ввода дома в эксплуатацию, это в том числе две квартиры с собственными отапливаемыми террасами площадью 55 м2 каждая и лаунж-зоной, — рассказывает генеральный директор "ПСК-Недвижимость" Сергей Мохнарь, — высокий интерес к объекту мы зафиксировали еще на старте продаж: клиентов привлекали удачное расположение, правильные планировки и привлекательные для престижного центра цены, поэтому спрос оставался и остается стабильным".
Дополнительный спрос формируют покупатели, готовые заплатить чуть больше за жилье с более высокими характеристиками. По словам Людмилы Заиченко, сейчас, когда диапазон выбора у потребителя огромен, тенденцией последнего полугодия можно назвать переход покупателей из сегментов комфорт и комфорт плюс в бизнес-класс, который предполагает больше возможностей именно для безопасной, комфортной, экологичной жизни в однородной среде.