Если бы нынешней программы фестиваля "Александринский" не было, ее следовало бы придумать. Мы уже привыкли по осени встречать большие гастрольные проекты и дорогих зарубежных гостей. Но рабы привычки — не мы. Пятилетие Новой сцены театра — экспериментально–учебной по своей природе — подвернулось как нельзя более кстати, и фестиваль "Александринский", празднуя этот небольшой юбилей, представляет целый веер способов огорошить человека новой идеей. Аутотеатр, антитеатр, опера для ученого или космический балет — каждый из спектаклей надо видеть, даже если то, что стоит в программе, и спектаклем–то не назовешь, даже если смотреть тут не на что (а надо слушать) или, наоборот, не слышно ни слова, перед глазами одни картинки.
Начнется фестиваль, впрочем, вполне традиционно — собственной премьерой театра на исторической сцене. Нынешний главный режиссер Александринки Николай Рощин поставил ростановского "Сирано де Бержерака" (14–16 сентября) в новом подстрочном переводе, с новой выборкой сцен (любовные перипетии уходят на второй план, на первом — анатомия протеста в динамике от героической романтики до усталости материала) и с новым александринским артистом Иваном Волковым в главной роли. Обещается минимум стихов и историзма и максимум актуализации, за которую, в частности, отвечают и три любопытнейшие лекции Дмитрия Быкова, Евгении Тропп и Алены Карась.
А все равно зрителю тревожно: господин Рощин не всегда точно попадает в нерв настоящего момента. Тем интереснее проверить, как выстрелил на этот раз: попал? Не попал?
Продолжение фестиваля следует аховое. К нам едет "Электротеатр Станиславский" Бориса Юхананова! Мы наконец лично сможем лицезреть то, вокруг чего всего за пару лет критиками и творцами (которые часто суть одно и то же) наломано столько копий и дров.
Опера для скрипки и ученого "Галилео" пойдет 22–23 сентября на Новой сцене живьем: с "родным" ансамблем–оркестром Questa Musica и новой дирижерской звездой Филиппом Чижевским за пультом, физиком Григорием Амосовым в роли Ученого и автором всей затеи Еленой Ревич со скрипкой.
Пастиччо с музыкой самых–пресамых известных новейших композиторов Дмитрия Курляндского, Сергея Невского, Кузьмы Бодрова, Кирилла Чернегина и Павла Карманова еще можно перенести с родимой московской сцены на чужую петербургскую, а вот "Сверлийцы" — нашумевший (в прямом и переносном смыслах) оперный сериал в пяти эпизодах оказался "невыездным". Его мы посмотрим 25 и 26 сентября на видео в Медиацентре. Приходить нужно оба дня, каждую серию представляют и комментируют авторы — композиторы Дмитрий Курляндский, Борис Филановский, Алексей Сюмак, Сергей Невский, Алексей Сысоев и Владимир Раннев.
Иностранное присутствие на фестивале — все про театр на грани (или за гранью) своего вида.
С 22 по 29 сентября в кафе Новой сцены — серия показов аудиоспектакля для двоих зрителей "Этикет", копродукция Новой сцены и британской компании Rotozaza.
В комплект к ней идет VR–перформанс "Когда мы встретимся снова" британцев же Me and the Machine. 22–23 сентября в репетиционном зале можно лично сыграть в монополию на бельгийском шоу ??€$, получившем, на минуточку, первую премию на эдинбургском Фринже–2017. С 25 по 30 сентября будем тонуть в океанском шторме на аудиовизуальном шоу латыша Вольдемарса Йохансонса.
Собственно, драмтеатр запланирован 26 и 27 сентября. В большом зале Новой сцены пойдет "Река Потудань", которую Сергей Чехов поставил в Псковском театре драмы: о нем только и говорят в Петербурге последние пару лет.
На малой сцене ученик Римаса Туминаса Хуго Эрикссен займет корифеев Александринки в спектакле "Демагог" по пьесе Кирилла Фокина.
Финальный аккорд фестиваля будет особенно громким. 30 сентября на Новой сцене — марафон петербургских независимых творцов, которые только и делают, что драмтеатр критикуют, ниспровергают и отменяют. Театр ТРУ Александра Артёмова и Настасьи Хрущевой исполнит две песни: убийственной силы убеждения "Молодость жива" поется в полной темноте под гитару, "Российская А. Азбука" — вроде бы при свете, зато под "Историю солдата" Стравинского. Театр Post показывает две версии так называемой пьесы Павла Пряжко "Я свободен", состоящей из 535 фотографий, в так называемой режиссуре Дмитрия Волкострелова и Всеволода Лисовского ("Я свободен. Частично"). Ну а вечером танцуют все: Театр АХЕ определяет жанр своей "Планетарной фуги" про гармонию сфер как космический балет.