Скамейки запасных

В Архангельской области вместо 62 депутатов выберут 47.

Когда закон, предусматривающий сокращение числа парламентариев, принимали, высказывались фантастические версии. Например, что это ради оптимизации бюджета, а на сэкономленные деньги предлагали ставить избирателям скамейки. Учитывая, во сколько среднему региональному бюджету обходится содержание депутатов, можно представить Поморье, сплошь заставленное скамейками. На самом деле причина изменений была гораздо прозаичнее — приведение в соответствие с количеством избирателей. Их в Архангельской области менее 1 млн человек.
Теперь 24 депутата будут избраны как одномандатники, а 23 — по единому избирательному округу (проще говоря, по партийным спискам). В принципе, Архангельская область приближается по численности депутатов к Ленинградской области и Петербургу: в их региональных парламентах по 50 вакансий. Но действующим архангельским депутатам все равно обидно — 15 из них не изберется точно, а во многих округах придется биться между собой. В остальном в областном собрании ситуация похожа не только на Петербург и Ленобласть, но и на всю страну. Подавляющее большинство народных избранников нельзя назвать близкими к народу (жители узнают о них исключительно накануне выборов), а их средний возраст приближается к 50 годам. Перенарезка округов и сокращение численности будущих парламентариев неизбежно привело к усилению конкуренции в борьбе за заветные кресла. Но это, пожалуй, вся основная интрига предстоящих выборов.

Не театральный конкурс

Губернатор Архангельской области Игорь Орлов управляет регионом с 3 февраля 2012 года. В 2015–м он досрочно подал в отставку, тут же попросив разрешения о переизбрании. Осенью того же года он показал вполне демократичный результат — 53,25% в первом туре. Такая цифра могла бы свидетельствовать о свирепой конкуренции — но нет, просто в выборах участвовали представители пяти партий. Сам Орлов пока не значится ни в списках на потенциальный переход на высокие посты в Москве, ни в списках на вылет. Будучи "паровозом" партийного списка, Орлов ведет "Единую Россию", подконтрольную ему же, а оппозиция в достаточной степени зарегулирована. Это дает сторонним наблюдателям все основания полагать, что следующий созыв депутатов Архангельского облсобрания будет в любом случае лоялен главе субъекта.
Явку 59%, достигнутую на президентских выборах, повторить будет сложно: в сентябре она вряд ли превысит 35–40%. Для повышения явки используют систему "Мобильный избиратель" (позволяющую через Госуслуги и МФЦ проголосовать на любом удобном избирательном участке), продлевают работу участковых комиссий до 22:00 на ряде участков и используют вертолеты для голосования на отдаленных территориях.
Всего на выборы зарегистрировались 108 одномандатников на 24 округа, то есть в среднем 4,5 человека на место. Однако, если учесть, что кандидаты–единороссы почти всегда выдвигают технические фигуры, а партий на выборах зарегистрировано шесть, логично предположить, что реальный конкурс в большинстве территорий не превысит два–три человека на вакансию. Сценарно это будет выглядеть примерно так: кандидат–единоросс будет бороться сам за себя, а представители оппозиции — перетягивать голоса друг у друга. Скорее всего, порядка 70% избранных депутатов будут представлять именно "Единую Россию".
Скамейка запасных, надо сказать, внушает ужас и трепет: шесть партий выдвинули около 400 кандидатов на 23 места по партийным спискам. Здесь о конкуренции говорить совершенно бессмысленно. Ведь на полученный партиями процент это количество никакого влияния не окажет, разве что окончательно изумит избирателей, заглянувших в бюллетень. Так что партсписки останутся внутренним партийным инструментом возможной ротации на ближайшие годы.

С паровозами

Далее остаются только мелкие, локальные интриги регионального характера. Их, конечно, можно было обойти стороной, однако именно с их помощью можно показать видимость конкурентной борьбы при общей зарегулированности системы, а также продемонстрировать, что от перемены мест слагаемых итоговая сумма не меняется.
"Единая Россия" в одномандатных округах выдвинула 23 кандидата, в единственном вакантном баллотируется депутат Сергей Моисеев, представлявший в прошлом созыве именно "Единую Россию". Очевидно, что сейчас ему захотелось побыть самовыдвиженцем (не исключено, что ради разнообразия), а потом он просто вольется в одноименную фракцию и поборется за пост внутри собрания.
Если говорить о зарегистрированных партиях, то из заявившихся отказ получило только "Яблоко" — документы и подписи избирателей не были поданы вовремя.
Заместитель председателя правительства Екатерина Прокопьева решила перебраться в Облсобрание и, вероятно, возглавить его, исключив из выборной борьбы известного и сильного депутата — единоросса Андрея Аннина. В списках единороссов появился Дмитрий Зылев, генеральный директор Архангельского ЦБК, руководитель градообразующего предприятия. И даже при наличии в округе сильных оппонентов (там сразу два действующих депутата — Сергей Пивков от ЛДПР и Иван Попов от "Справедливой России") вполне очевидно, кто будет избран.
Еще в нескольких округах конкуренция между действующими депутатами высока, но многие оппозиционные депутаты, даже при проигрыше в одномандатных округах, смогут сохранить шанс на избрание по территориальным группам. А еще получить мандат от "паровозов": того же Жириновского, традиционно возглавившего список ЛДПР, или справедливоросски Ольги Епифановой, которая вряд ли променяет свой мандат депутата Госдумы на думу областную.
Вполне предсказуемым итогом выборов 9 сентября в регионе станет курс на стабильность властной вертикали.
В этом Архангельская область напоминает Ленинградскую, такую же территорию стабильности, а не Петербург, в котором по крайней мере сохраняется острая внутренняя межвидовая борьба.