Защитник мигрантов. Ежедневные походы в миграционный центр надоумили Олега Аммосова создать бизнес

Юрист Олег Аммосов
Автор фото: Архив "ДП"
Юрист Олег Аммосов
Автор фото: Архив "ДП"

Олег Аммосов (27 лет) третий год помогает мигрантам из ближнего зарубежья оформить документы, чтобы легально устроиться на работу в России. За услугами его компании "Защита мигранта" за все это время обратились более 700 человек. Оборот бизнеса в прошлом году составил около 60 млн рублей.

Будущий предприниматель приехал в Петербург из Якутии, поступил в Морской технический университет и получил образование юриста. Впрочем, предмет "морское право", на который в вузе делали особый упор, в жизни юноше так и не пригодился.
Во время учебы Олег успел поработать продавцом–консультантом в магазине обуви и кладовщиком. После вуза он устроился работать помощником юриста. "Моей основной обязанностью был документооборот, связанный с мигрантами. Я практически каждый день ходил в миграционную службу. Моя зарплата тогда составляла 15 тыс., а потом 17 тыс. рублей, но я видел, что, если работать самостоятельно, в этой сфере можно заработать намного больше", — вспоминает Олег.
Так родилась идея будущего бизнеса, которым молодой человек начал заниматься лишь спустя 3 года. "Это время я потратил на то, чтобы вникнуть в нюансы бизнеса, хорошо узнать рынок и обрасти клиентами", — объясняет юноша. Прежде чем начать свой бизнес, Олег проработал наемным сотрудником в общей сложности 5 лет.

Репутация имеет вес

В сентябре 2016 года он открыл компанию "Защита мигранта" (ООО "Амм-Групп"). Основной услугой фирмы стала помощь приезжим с документами: оформление патентов на работу, временной регистрации и гражданства РФ. Стартовый капитал был небольшим — около 50 тыс. рублей. Деньги пошли на аренду офиса, сайт и вывеску.
Оборот компании в первый год работы составил не больше 10 млн рублей. В прошлом году показатель вырос до 60 млн рублей. "За год я получил хорошую репутацию на рынке и стал развивать новые направления", — объясняет предприниматель. Сейчас в "Защите мигранта" работают шесть человек. Среди услуг компании — аутсорсинг, аутстаффинг и поиск разнорабочих для строительства и ретейла.
Клиентами Олега выступают физические лица (то есть сами мигранты), юрлица, которые принимают мигрантов на работу, и посредники, которые обращаются в компанию, чтобы оформить документы для приезжих "оптом".

Общий язык и ошибки

Сейчас на заработки в Россию едут люди в основном из Узбекистана, затем идут Таджикистан и Украина, дальше с большим отрывом — Молдавия и Азербайджан. "Мы находим с мигрантами общий язык, помогаем разобраться в бумагах, четко и терпеливо объясняем все, что нужно сделать, и оформляем документы", — рассказывает Олег. Предприниматель практически не тратит денег на рекламу: клиенты приходят благодаря рекомендациям и сарафанному радио.
Цена ошибки в этом бизнесе огромна: неправильно оформленные документы спровоцируют проблемы у сотрудника–мигранта, его работодателя и компании, которая оформляла ему документы. "Штраф за неправильно оформленного работника составляет 800 тыс. рублей, а урон, который наносится репутации и бизнесу, неоценим", — подчеркивает Олег.
В Петербурге работает около 50 компаний, оказывающих услуги мигрантам. Заметных и давно существующих игроков не больше 10. Среди них "Лидер Консалт" и "Финвал". "Главная сложность в этом бизнесе — законодательство, которое меняется каждый год. Этим теперь нужна регистрация, этим не нужна, тем оформлять только патент — и так далее. Все эти нюансы надо отслеживать и, кроме того, иметь связи, чтобы понимать, как будут трактовать новые законы исполнители и чего стоит ожидать", — объясняет Олег Аммосов.
Эксперты оценивают объем петербургского рынка больше чем в 1 млрд рублей в год. Маржинальность некоторых услуг, например помощи в оформлении временной регистрации, достигает 70%.
"Порог входа на рынок невысок, хотя сам рынок большой и, как следствие, высококонкурентный. Отстроиться от других игроков можно только за счет качества самого сервиса: важно внимательно относиться и к людям, и к документам. Спрос на эти услуги с 2013 года, на мой взгляд, остается на том же уровне. Впрочем, был небольшой спад в переходный период с 2015–го на 2016 год, однако потом рынок выправился", — рассказывает Павел Малышев, генеральный директор PatentSPB.