Испугался бы Александр III памятника, который поставят ему во дворе Гатчинского дворца?
Памятники, как известно, ставят по разным причинам. Иногда по блажи — в наше время это происходит все чаще. Иногда из любви к святцам: как же так, деятель был известный, а истукана нет. А иногда из важных идеологических соображений.
Поминальные истуканы — вымирающая порода, в развитых странах на них не решаются или ищут неожиданные ходы. Хотя и там неожиданности не всегда даются нелегко. К примеру, отменный памятник английскому композитору Бриттену — в виде раковины, вслушивающейся в звук моря, — на его любимом галечном побережье в Олдборо приживался долго. Его даже ломали и оскверняли, но постепенно привыкли. У нас же все "как при бабушке". Памятник–символ. Представить себе символический ход в случае с Чайковским даже страшно.
Но интереснее случаи идеологические, особенно когда они соединяются с блажью. Так, Российское историческое общество (высокая аппаратная структура) проводит сейчас конкурс на памятник Александру III во дворе Гатчинского дворца. То, что это блажь, сомнению не подлежит. Точнее — прямая реплика аналогичной дури, случившейся со двором Михайловского замка. Там — полушут, полугном Павел I на троне. А здесь — Александр III. Наши славные функционеры не стесняются своей любви к марксистам, запомнив с их слов, что император был гатчинским "военнопленным революции". А иллюстрации к словам нет — упущение.
Но есть и закавыка: памятник должен быть сделан по нереализованной модели Паоло Трубецкого. Сама эта идея и вправду отличается большой новизной. Честно признаюсь, не припомню случаев создания памятника, исходя из наброска давно умершего скульптора. И ведь речь не о конструкции идет, не о башне III Интернационала, а о скульптуре. Это примерно как из пары строк Пушкина написать новую поэму. Или из нескольких страниц эскизов Чайковского — новую симфонию. Не сомневайтесь, к Паоло Трубецкому результат будет иметь предельно отдаленное отношение. Даже жалко его, давно ведь умер, в 1938 году.
Но при этом есть замечательный, шедевральный, мощнейший монумент — да, именно тот, что прозябает сейчас перед Мраморным дворцом. Такой пластической силы нет, пожалуй, ни в одной русской скульптуре. И он был предназначен для площади, а не для садика. О том, что настоящие памятники — лучшие из них — для места делаются, почему–то забывают. А ведь конный Александр III держал площадь, задавал буквальный вектор силы.
Нет бы его поставить обратно на свое место. А стелу со звездой города–героя спокойно и достойно перенести на площадь Мужества. Но — нет. И не только потому, что достойную скульптуру вообще или Александра III конкретно не любят. А потому, что с идеологией проблемы. На царей у нас молятся. На одного из их ниспровергателей — Сталина — тоже. Именно в удивительном симбиозе православия, самодержавия и "величия советской народности" много бед и заключено. Если бы с ним разобраться! Но от СССР уйти сложно — вы же помните: больше двух третей нашего ВВП обеспечены госсектором.
То есть от диктатуры пролетариата мы ушли не так уж далеко, зато самих пролетариев уже успели всего лишить. Боюсь, Александр III не смог бы вообразить такого огосударствления экономики. Ну, только если бы марксистов в советники взял. Хотя, думаю, от такой цифры и Плеханов бы вздрогнул.
Выбор именно Александра III в качестве символа России глубоко симптоматичен. Его фразу про единственных союзников России — армию и флот — повторяют бессчетно. Правда, забывают, что он нашел верного союзника во Франции, снял фуражку при исполнении "Марсельезы" и заложил основу Антанты. И о том, что при нем никто ничего не присоединял и на Ближний Восток не лез, тоже забывают. Да и о его толерантности — тоже. Он–то про Петра Ильича все знал, но ценил и просто посмеивался и — согласно старому дурному анекдоту — матросов бы для него не пожалел.
Думаю, и таких шумных парадов он не проводил. Грохот фейерверка на День ВМФ разносился на расстояние больше 70 км от города. Богатая страна! Чемпионат мира по футболу проводим, о летней Олимпиаде мечтаем, корабли на парад со всех морей собираем, в Сирии за правовое государство боремся. А пенсионную реформу устраиваем. Пошто?
Да и вдобавок: в Гатчине Александр III наслаждался частной жизнью, в кругу семьи и на природе. Так зачем же он там во дворе на троне? Блажь, чистая блажь. Но показательная. Силы хотим, силы. А потом, станется, уже и Николаю I пора будет новый памятник ставить.