Краудфандинговый рынок, или Самый сложный способ попасть в Кремниевую долину

Автор фото: Алена Марченко

Несколько лет назад, когда краудфандинг только возник и стал модным явлением в Интернете, многие полагали, что площадки с donation-системой станут отличным фундаментом и поддержкой для раскрутки перспективных стартапов. Так действительно произошло с некоторыми молодыми бизнес-проектами. Многие знают о компании Pebble, которая взлетела на технологический рынок как раз с помощью платформы Kickstarter, но так случается далеко не всегда и не везде. "ДП"  выяснял, можно ли все еще рассчитывать на краудфандинг и стоит ли искать с помощью него инвесторов.

Ежегодно в краудфандинге крупные платформы собирают миллионы долларов, при этом редкие проекты доходят до финальной стадии. Во многом это риск не только для стартаперов, но и для инвесторов на этих площадках, которые могут вложить деньги в пустоту.

Для творчества и изобретений

Одна из самых первых краудфандинговых платформ в мире — Kickstarter — только в 2017 году собрала, по оценке аналитиков, $601 млн, а за все существование сайта пользователи добровольно вложили в проекты почти $4 млрд.
При этом количество успешных проектов, то есть тех, которые собрали необходимую сумму в установленное время, все равно мало. По подсчетам администраторов, такими стали только 22% проектов, причем 14% из представленных интернет-публике идей не собрали ни цента.
У самого успешного проекта на Kickstarter за все годы —  Pebble — тоже довольно печальная история. Компания, которую создал разработчик Эрик Мигиковски, занималась созданием умных часов. После того как Pebble ушла в свободное плавание в Кремниевой долине после сбора средств, она смогла продержаться на рынке лишь несколько лет. Сначала всех привлекла инновационность идеи — часы, с помощью которых можно управлять телефоном и приложениями на Android и IOS. Компания заняла 35% рынка носимых устройств в 2015 году, но вскоре возникли финансовые трудности, к тому же появилась жесткая конкуренция с технологическими гигантами, например Apple, и проект в конце концов продали компании Fitbit.
Сейчас можно сказать, что рынок краудфандинга разделился на два направления — технологические стартапы и творческие проекты. Если Kickstarter является площадкой общего профиля, где можно собирать деньги как на голографический 3D-дисплей, так и на запись нового музыкального альбома или книгу, то более молодые площадки решили сконцентрироваться на каком-то определенном профиле. Так, многие художники, писатели, блогеры и музыканты обитают в основном на платформе Patreon, а технологические изобретения и сфера компьютерных игр сконцентрировались на площадке IndieGoGo.
Специалист по связям с общественностью Patreon Саманта Ван Гент рассказала "ДП", что их проект нельзя назвать краудфандинговой площадкой в классическом понимании. Сейчас с помощью сайта дополнительно зарабатывают популярные видеоблогеры с YouTube, журналисты, фотографы и дизайнеры.
"На "Патреоне" можно создать контент по подписке. Мы стремимся финансировать творческий класс, чтобы они могли получать деньги от своих самых горячих поклонников. Каждый может ежемесячно начислять определенную сумму своему любимому художнику и взамен получить от него какой-то эксклюзивный контент", — объяснила она.
За 2017 год на Patreon было пожертвовано около $150 млн, по оценкам Саманты, в 2018 году сумма увеличится уже до 300 млн.
Представитель другой платформы —  IndieGoGo — рассказал "ДП", что сейчас на сайте зарегистрировано 10 млн добровольных инвесторов и запущено 830 тыс. проектов, а средняя сумма пожертвования варьируется в районе $93. За год площадка собрала около $290 млн. Причем один из успешных проектов площадки — умные часы Misfit — были куплены крупной корпорацией Fossil за $260 млн.
Средний взнос на российских площадках оценивается от 1 тыс. до 1,5 тыс. рублей. Средняя стоимость проекта составляет 300 тыс. рублей.
"Сборы в 2017 году составили 58,3 млн рублей. Пока сложно прогнозировать приблизительную итоговую сумму за 2018 год, учитывая тенденцию к всплеску активности осенью и зимой как со стороны авторов проектов, так и спонсоров", — пояснили в Boomstarter.
Эксперты отмечают рост числа проектов и спонсоров по сравнению с прошлыми годами. Игроки рынка уверены, что люди перестали боятся краудфандинга.
"Можно сказать, что испытание "медными трубами" уже пройдено и из модного инструмента краудфандинг превратился в реально работающий. Поэтому сейчас значительно увеличился процент одобряемых к запуску проектов. А еще все больше авторов понимают —  это не легкие деньги, что площадка сама по себе не является гарантом сбора средств, что над продвижением проекта надо работать отдельно. Остаются самые упорные и реально нацеленные на реализацию проекта", — рассказали в пресс-службе Planeta.ru
Представители краудфандинговой площадки добавили, что в 2017 году собрали 198 млн рублей. За полгода 2018 года показатель составляет 102 млн рублей.
"Конечно, цифра меняется, хотя 2 последних года изменения не очень ощутимы — это как раз в подтверждение тезиса об испытании "медными трубами". В 2012 году общий сбор составил около 5 млн рублей, а сейчас отдельные кампании собирают больше. Мы надеемся, что в этом году общий сбор составит около 220 млн рублей, а может быть, получится даже превысить эту цифру", — рассказали в пресс-службе Planeta.ru.
В конце мая социальная сеть "ВКонтакте" запустила приложение "Цели", которое напоминает краудфандинговую площадку. Пока разработкой пользуются чаще всего представители творческих коллективов — музыкальные группы, образовательные сообщества, фотографы и художники. Но пока цифры значительно меньше, чем у конкурентов.                       

Не для стартапа

На российских площадках чаще всего свои идеи публикуют из Москвы, Екатеринбурга и Петербурга. Кроме того, много проектов поступает из Белоруссии.
"Но так как мы российская платформа, то авторы-иностранцы, запуская проекты, сталкиваются с более высоким налогообложением, поэтому некоторые предпочитают пользоваться другими платформами или запускать проекты на имя друзей или родственников из России", — рассказали в пресс-службе Planeta.ru.
Участники из Петербурга размещаются практически на всех существующих краудфандинговых площадках. Больше всего проектов зарегистрировано на Boomstarter — 887 (211 из них оказались успешными).
Самое большое количество денег среди петербургских идей удалось собрать авторам фильма "28 панфиловцев" на площадке Boomstarter, вторую строчку занимает проект строительства центра для выпускников детских домов "Наставник плюс" на Planeta.ru стоимостью 2 млн рублей.
На Kickstarter было зарегистрировано 44 проектов из Петербурга, самый успешный среди них — компьютерная игра Steam Squad от студии Bretwalda Games, которая собрала в 2014 году 1,7 млн рублей. Но, по словам генерального директора студии Олега Макаревича, сборы на краудфандинговой площадке тоже были нелегкими.
"Мы пошли на Kickstarter, потому что тогда это было тогда модно. Хотя мода уже сходила. Сумму мы собрали только к самому концу, расходы на рекламу и комиссии и съели более половины суммы. Мы рассчитывали собрать намного больше. Спойлер: это было очень наивно", — рассказал он.
Студия выбрала именно зарубежную площадку, а не аналогичный российский Boomstarter, потому что российская площадка тогда только начинала развиваться и на тот момент там не было ни одного проекта в сфере игровой индустрии с такой суммой денег.
"Объективно с подобным проектом на "Бумстартер" имело смысл тогда идти, заявив 50 тыс. рублей как цель. Мы не планируем больше участвовать в краудфандинге. Рассчитывать на краудфандинг не стоит, во всяком случае в нашей индустрии. Обычные продажи в том же Steam и тогда приносили и сейчас приносят денег больше, быстрее и легче, а ближайшие проекты мы будем распространять на телефонах, я думаю", — подчеркнул Макаревич.
Еще один из совсем свежих игровых проектов из Петербурга, зарегистрированных на Kickstarter, и вовсе не смог собрать нужную сумму. Это был проект игры на мобильные устройства от студии AnotherCompany, который имитировал игру на пианино.
По словам соавтора проекта Станислава Жолобова, в продвижение и поиск аудитории команда вложила свои собственные деньги. Разработчики даже специально смонтировали качественный ролик, посчитали инвестиционную карту, создали свой сайт.
"Мы создавали игру своими силами, без финансирования. Нам нужна была поддержка со стороны, при этом сохранив контроль над разработкой. Было решено заручиться помощью на "Кикстартере". Проект закрыли, потому что за месяц было собрано всего 20 евро, — рассказывает Жолобов. — Два года мы жили и тратились только на еду, работали из дома. Оплачивали монтаж, съемки, переводчиков, лицензии, создание сайта и т .д. Суммарно на это было вложено примерно 60 тыс. рублей. Деньги одалживали у друзей. Сейчас отрабатываем вложения. В общей сумме мой личный долг составляет 250 тыс. С работой программиста это вполне посильная сумма. Все же это был интересный опыт".
                                             
В целом, по мнению Жолобова, рассчитывать на краудфандинг лучше не стоит. Лучше оценить свои силы и бюджет и заняться подходящим по объему проектом, на который хватит сил и денег.
"Краудфаундиг больше подходит для рекламы и самораскрутки. Как мы выяснили, обычно, если набирается сумма, команда идет искать инвестора. Проект на Kickstarter просто является доказательством, что он интересен людям. Так что тут парадокс. Хотите получить денег — вам нужно хорошенько вложиться", — считает он.

Like вместо денег

Большинство краудфандинговых платформ работают по принципу "Все или ничего" — авторы получают деньги, только если достигают цели на 100%.
"Часто людям нравится проект, но не хочется тратить собственные средства. Сейчас они могут помочь, лишь поставив Like и опубликовав информацию о проекте в своих соцсетях. Это неплохо, но не сильно помогает сборам. Если проект, успешно собравший средства, не реализован, то автору нужно вернуть спонсорам деньги, но такое происходит очень редко: в 99% случаев авторы так или иначе реализуют свои проекты и отдают спонсорам купленное ими вознаграждение", — рассказали в Boomstarter.
В компании Planeta.ru рассказали, что разработчики решили учитывать российский менталитет при создании площадки. Некоторые пользователи не готовы вкладывать финансовые средства в проект, но готовы оказать помощь, например, в продвижении.
"Если проект не собирает 50% (или если собирает, но денег не хватает для реализации идеи), то средства в полном объеме возвращаются спонсорам на их личные кошельки на сайте. Эти деньги можно потратить на поддержку других инициатив или покупки в нашем магазине товаров, созданных благодаря народному финансированию, а можно вернуть на банковскую карту", — добавили представители площадки.  
Авторы идей на Kickstarter получают всю сумму за вычетом комиссии площадки. Если нужные средства не набираются, то деньги возвращают инвесторам. Площадка Patreon напоминает систему ежемесячных пожертвований — инвесторы платят авторам за контент. На площадке IndiGoGo стартаперы могут в настройках указывать, каким образом проект будет собирать средства — всю сумму (случае не 100% собираемости деньги возвращаются вкладчикам) или автор забирает только часть собранных денег.
В пресс-службе "ВКонтакте" рассказали, что авторы получают деньги сразу после перевода пользователей — нет привязки к какой-то определенной сумме.
"Автор проекта получает все средства сразу при их перечислении. Если он обещал подписчикам взамен выпустить интересный сюжет, написать картину, организовать выставку, но не сделал этого, здесь сработает естественный отбор. В следующий раз аудитория просто не поддержит его проект", — пояснили в социальной сети.

Криптофандинг

С появлением криптовалюты краудфандинговые площадки решили создать новые платформы на блокчейне. Уже известно, как минимум, о появлении в ближайшем будущем двух таких сайтов — один из них планирует запустить Boomstarter, второй обсуждают частные инвесторы. Игроки рынка говорят, что новые краудфандинговые площадки смогут избежать различных мошеннических схем, а также решить ряд бюрократических вопросов.
"На классическом краудфандинге люди часто собирают большие суммы и не выполняют свои обещания, а может быть, выполняют их не очень хорошо. На Kickstarter запущено около 300 тыс. проектов одновременно, сообщество размазывает деньги по всем проектам. Мы знаем, как сделать так, чтобы каждая кампания, которая будет у нас создана, могла собирать деньги", —  рассказал "ДП" инвестор нового краудфандингового проекта на основе блокчейна, СЕО компании KICKICO Анти Данилевский.
Он не раскрыл подробности проекта, но добавил, что создание новой платформы обойдется в $5-7 млн.
"Проблемы могут возникнуть с российским законодательством. Мы целимся не на российский рынок, а на те юрисдикции, где криптовалюта легальна и разрешена", — пояснил Данилевский.
Представители Boomstarter рассказали, что использование блокчейна и криптовалют позволит уйти от зависимости от банков и платежных систем. Таким образом эксперты намерены сократить ожидание денежных средств до нескольких минут.
"Мы планируем использовать сеть Ethereum и разрабатываем новую, глобальную платформу на ее основе. Использование на платформе криптовалют позволит исключить избыточное и зачастую архаичное регулирование, которое применяется сейчас. Из-за традиций работы банковских и платежных систем во всем мире стартапы вынуждены ждать несколько недель, пока деньги поступят на их счет от спонсоров, а затем еще недели, чтобы эти деньги снять и начать ими пользоваться", — рассказали в Boomstarter.
В пресс-службе краудфандинговой платформы добавили, что даже сейчас проекты проходят очень строгий отбор, чтобы получить возможность выйти на площадку. По словам представителей Boomstarter, блокчейн поможет отслеживать потраченные стартапом деньги. В компании пообещали запустить новую площадку в I квартале 2019 года. В пресс-службе Boomstarer добавили, что в ближайшее время запустят на своей площадке возможность поддерживать проекты криптовалютой.