Спрос на гидромассажные ванны несколько оживился. Россияне перестают воспринимать их как роскошь. Каждая пятая такая ванна продается в Петербурге.
В 2017 году объем рынка гидромассажных ванн и мини–бассейнов в России составил порядка 800 тыс. штук (около 184 млрд рублей в денежном выражении), что примерно на 1,5% выше уровня 2016 года, свидетельствуют данные IndexBox Russia. Около 20% потребления приходится на Петербург и его окрестности, так как для региона характерна высокая концентрация населения с относительно высоким уровнем доходов.
До 2017 года на рынке наблюдалась относительная стагнация, вызванная снижением уровня доходов и платежеспособности населения. "Зафиксированный рост обусловлен изменением потребительского поведения. Несмотря на отсутствие роста доходов, потребитель начал отказываться от сберегающей модели поведения, самостоятельно повышая качество жизни", — считает Анна Чернышева, младший специалист департамента конъюнктурных исследований IndexBox Russia.
Любая конфигурация
В минимальной комплектации гидромассажные ванны имеют двигатель и шесть форсунок по ее бокам. Среди дополнительных опций — донный аэромассаж, массаж ступней, спины, хромотерапия и т. д.
"Рекомендуется добавить как минимум форсунки для спины, а лучше еще и для ног. Также полезен и приятен аэромассаж. Ванны с электронным управлением защищены от включения без воды во избежание выхода насоса из строя", — говорит Антон Кузнецов, директор академии "Водопад".
Чаще всего такие ванны изготовлены из пластичного и легкого акрила. "За счет того что акрил очень пластичный материал, формы и размеры зависят исключительно от воображения заказчика и размеров его ванной комнаты. Вес ванны с гидромассажем не превышает 50 кг, что вполне сопоставимо со средним весом чугунной ванны", — отмечает Дарья Данилова, руководитель оптового направления компании "Аквасфера".
Пластиковые ванны отличаются по качеству. "Многие производители недорогих ванн пишут "акриловая ванна", тогда как на самом деле это не акрил, а АБС — пластик, который вы никак визуально не отличите от акрила. Разница в том, что акрил безопасен для здоровья, а вот АБС при нагреве выделяет ядовитые пары, которыми потом и дышит пользователь", — предупреждает Антон Кузнецов.
Размер ванны также имеет большое значение. "Часто пользователи покупают гидромассажную ванну и сильно разочаровываются по причине того, что взрослый человек не может нормально разместиться в ванне небольшого размера, например 150 на 70 см. В случае небольших габаритов ванны необходимо принять взвешенное решение и, возможно, отказаться от ванны с гидромассажем в пользу душевой системы с вертикальным водным массажем", — добавляет эксперт.
Большие ванны от 180 на 120 см с гидромассажем, в которых могут разместиться несколько человек, называются мини–бассейнами. По данным IndexBox Russia, на них приходится 15% продаж.
"Мини–бассейн с гидромассажем предназначен, главным образом, для загородных домов или спа–салонов. Для установки данного оборудования в квартире требуется получение разрешения, в связи с этим они менее распространены на рынке", — рассказывает Анна Чернышева.
Российский заменитель
На данный момент доля российской продукции составляет около 70% продаж, оценивают в IndexBox Russia, при этом она постепенно растет, на рынок выходят новые отечественные производители. Так, наиболее востребованными сегодня являются российские гидромассажные ванны под брендами "1МарКа", BAS, Triton, Radomir, а также марка Roca от испанской Roca Group, которая располагает собственным заводом в г. Тосно Ленинградской области.
"Российские производители ванн очень популярны в последние годы, — подтверждает Антон Кузнецов. — Здесь играет роль фактор цена–качество. Большинство российских производителей имеют две линейки ванн — эконом и стандарт. Поэтому клиент всегда имеет выбор, чему отдать предпочтение: цене или функционалу".
"Наши производители ничуть не отстают ни по возможным вариантам начинки ванны, ни по качеству. По некоторым функциям даже превосходят своих французских коллег. Из преимуществ могу отметить, что гарантия на гидромассаж, устанавливаемый на ванны нашего производителя ("1МарКа"), составляет 2 года, тогда как другие дают год", — отмечает Дарья Данилова.
Стоимость ванны с самым простым гидромассажем, стандартной прямоугольной формы начинается с 25–35 тыс. рублей. Средняя цена варьируется от 50 тыс. до 350 тыс. рублей и зависит от размера и функционала. Стоимость мини–бассейнов с гидромассажем стартует от 150 тыс. рублей и может достигать нескольких миллионов в зависимости от размера и комплектации.
Из–за сложного технического подключения монтаж гидромассажной ванны обойдется покупателю примерно в 10 тыс. рублей. Также в ванной комнате рекомендуется установить принудительную вентиляцию. Чтобы массаж работал корректно, необходимо хорошее давление в водопроводе.
При эксплуатации систему гидромассажа периодически требуется промывать специальными средствами. "Как и любой механизм, гидромассаж обладает рядом требований в эксплуатации, но их не так много, как большинство людей представляют себе. Не реже раза в месяц необходимо запускать систему со специальной жидкостью, чтобы произвести чистку (дезинфекцию) форсунок и трубок системы. Это основное требование, чтобы система прослужила долго и не появилось неприятного запаха", — говорит Дарья Данилова.
Массаж в массы
Доля гидромассажа в продажах ванн оценивается экспертами в 20%. "Рынок достаточно стабилен и не показывает резких скачков в какую–либо сторону. Главное, что сейчас сдерживает рост, — это, конечно же, стоимость. В остальном обыватели уже не считают наличие гидромассажной ванны в доме какой–то роскошью", — утверждает Дарья Данилова.
"В дальнейшем ожидается некоторое оживление спроса на фоне роста объемов строительства, в том числе индивидуального, платежеспособности населения и интереса к состоянию здоровья и обеспечению комфорта", — прогнозирует Анна Чернышева.
Дополнительный спрос могли бы обеспечить девелоперы жилой недвижимости, в первую очередь элитной, но они пока не используют гидромассажные ванны в своих проектах. "Кто–то считает, что гидромассажные ванны — это пережиток 1990–х, другие находят решение неактуальным для современного, мобильного поколения. Основная же причина заключается в том, что элитные проекты в 99% случаев подразумевают индивидуальный дизайн и сдаются без отделки", — объясняет Елизавета Конвей, директор департамента жилой недвижимости Colliers International.