Главный архитектор Ленобласти рассказал бизнесу об уходе от барьеров

Автор фото: Алена Марченко, Сергей Ермохин

Главный архитектор Ленобласти Михаил Киреев рассказал бизнесу, как снижается количество согласований в строительной отрасли.

Автор: Валентин Беликов

Михаил Киреев, главный архитектор Ленинградской области

Сегодня, за редким исключением, вся территория Ленобласти обеспечена утвержденными документами территориального планирования и градостроительного зонирования. Работа проделана большая, она носит для нашей области и, пожалуй, для страны беспрецедентный характер. В таких объемах и в такие сроки территория с градостроительной точки зрения рассматривается впервые.
Безусловно, положительным эффектом для властей всех уровней является возможность для более глубокого изучения процессов, проходящих на уровне области, района, поселения, населенного пункта, специалистами, участвовавшими в подготовке документов территориального планирования. Были решены задачи по функциональному зонированию территории, в том числе размещению производственных, социальных, коммунальных и др. площадок. Утвержденные документы территориального планирования и градостроительного зонирования находятся в открытом доступе в Интернете. Ознакомиться с ними может каждый. Открытый доступ к этой информации, безусловно, помогает участникам градостроительной деятельности при подготовке своих проектов работать в рамках единых правил, что, в свою очередь, устраняет административные барьеры в строительной отрасли, связанные с недостатком объективных данных.

Артур Кукуяшный, гендиректор ООО "Леверидж":

Можно ли где–нибудь посмотреть всю информацию по документам градпланирования в одном месте?

Михаил Киреев:

Все утвержденные документы размещаются на сайте Федеральной государственной информационной системы территориального планирования (ФГИС ТП). Можно обратиться к этому ресурсу и найти информацию об интересующих вас документах. Там удобный интерфейс — можно за пару кликов скачать официальные документы и получить исчерпывающую информацию.

Андрей Кочетков, учредитель ООО "ДЕРЕВОПАРК":

Наша компания занимается благоустройством. Недавно нас пригласила администрация одного из поселений в Ломоносовском районе. У них 380 га в собственности и есть большое желание сделать здесь что–то красивое и функциональное для удобства жителей. Когда мы туда приехали, выяснилось, что у властей абсолютно нет понимания этапности проектирования и того, что для этого нужно. Для начала проектирования необходимо иметь хотя бы основные исходные данные — провести инженерно–геодезические изыскания, сделать инвентаризацию зеленых насаждений. Денег в бюджете на это нет. Хочется им помочь. Мы даже готовы подарить им проект, но не можем работать, не имея на руках исходных данных. Может, стоит ввести какую–то единую систему планирования, которая будет в доступе у всей администрации, чтобы подобные проекты стали жизнеспособными?

Михаил Киреев:

В муниципалитетах должны быть нормативные документы, которые регламентируют проведение конкурсных процедур. Администрация Ленобласти, в свою очередь, ежегодно проводит конкурс проектов по благоустройству общественно значимых пространств, в котором принимают участие наши муниципалитеты. В этом году уже прошел конкурс по пешеходным зонам. Проекты–победители получат финансирование из бюджета. Вы тоже можете принять участие в этих конкурсах. Информация о них размещена на сайте комитета.
Автор: Валентин Беликов

Татьяна Александрова, юрист ТД "Вимос":

Кто является исполнителем работ по созданию документов территориального планирования — сотрудники администрации или внешние подрядчики? Где заказывать эти работы частным фирмам?

Михаил Киреев:

ППТ заинтересованные лица могут выполнять за свой счет, заказывая их в специализированных проектных организациях. Для этого надо обратиться в комитет архитектуры и градостроительства для принятия решения о подготовке документации по планировке территории. А органы местного самоуправления могут выступать инициаторами подготовки этих документов и тратить на них бюджетные средства, только если внутри этих территорий находятся объекты местного значения.

Михаил Горемыкин, советник генерального директора ООО "СК "Олимп":

Наша компания занимается строительством и реконструкцией спортивных сооружений. А в Ленобласти большой дефицит этой инфраструктуры. Есть ли планы как–то менять ситуацию?

Михаил Киреев:

В документах территориального планирования предусмотрено размещение спортивных сооружений. Но процедура их строительства такова, что инициатива должна идти снизу — с уровня муниципалитетов. Так что мяч на их стороне. Деньги на строительство этих объектов найдутся, если их создание заложено в генеральный план поселения и разработан проект застройки, прошедший экспертизу.

Максим Чеколаев, технический директор ООО "Студия АМАДЕО":

Как вы считаете, насколько актуально было бы создание в Ленобласти интерактивной геоинформационной площадки, которая была бы общедоступна, информативна и дополняема?

Михаил Киреев:

В области существует фонд пространственных данных, который может работать по принципу районной ИСОГД (информационная система обеспечения градостроительной деятельности. — Ред.), сейчас он наполняется информацией. По–хорошему, это вещь, необходимая для развития региона. На старте она потребует немалых затрат, но в перспективе сэкономит огромные деньги.
Простой пример. Приходит на прием к районному архитектору бабушка, она хочет расширить свой участок за счет прилегающей территории. Сейчас архитектор должен поднять кучу документов, запросить кадастровый план и, возможно, даже съездить на место. А при наличии работающей геоинформационной системы бабушка за 5 минут получит консультацию у специалиста, возможно, даже дистанционно, если бабушка обладает знаниями пользователя Интернета, — ей выдадут всю информацию, на сбор которой раньше ушло бы несколько дней. Что хорошо для бабушки, хорошо и для крупного инвестора областного уровня, разницы нет.

Тарас Гронин, гендиректор Института строительного проектирования "Геодизайн":

Как быть промышленникам, у которых есть объекты, оказавшиеся в территориальной зоне, где не должно быть предприятий, или в поселениях, где по ПЗЗ предусмотрена другая функция? У нас, например, есть производство изоляторов. Оно находится в зоне под деревообработку, потому что рядом когда–то стояла пилорама. Как быть — готовиться к переезду?

Михаил Киреев:

Без документов я не могу вас предметно проконсультировать. Отмечу лишь, что деревообработка — это вид разрешенного использования участка. Но сама территория не привязана к виду деятельности. Если там можно поставить пилораму, можно построить и склады, и другие производства.
Думаю, вам стоит обратиться в районную комиссию по землепользованию и застройке с предложением отобразить вид разрешенного использования земли, указанный в вашем правоустанавливающем документе, для соответствующей территориальной зоны. Особо следует подчеркнуть, что предприятие существует давно, что оно успешно и что в документах была допущена ошибка. Если комиссия откажет — появится основание обратиться в суд. Там можно оспаривать решения генплана и ПЗЗ.
Автор: Валентин Беликов

Андрей Сарамуд, гендиректор АО "АМИРА":

Часто муниципалитеты создают у себя промышленные площадки, не решив до конца проблемы с энергоресурсами. Неудивительно, что у бизнеса, который туда приходил, возникают проблемы. Мы, например, выбрали Тосненский район. Нам обещали и газ, и электричество, но на деле мы все строили сами. Иностранные партнеры были в шоке. У них же все четко — на каждый рубль вложенных денег они должны к определенной дате получить два. А здесь все было непредсказуемо. Местные жители были против строительства. Им же никто из муниципалов не объяснил, что завод — это как минимум рабочие места и развитие социальной инфраструктуры (с наших налогов).
Да и некоторые промышленные предприятия не заинтересованы в открытии других производств рядом. А как тогда развивать промышленные кластеры, если они не наполняются? Думаю, что все–таки должна быть комплексная стратегия развития. Тогда и бизнес будет доволен, и у муниципалитетов будут деньги на строительство социальной инфраструктуры.

Михаил Киреев:

Ваш вопрос понятен. Мы в документах территориального планирования закладываем все — и ресурсы, и мощности. По вопросам строительства объектов регионального и местного значения нужно обращаться в профильные комитеты администрации области и решать вопрос предметно.

Егор Еремин, предприниматель:

У моей компании есть проект на 1 тыс. дачных участков в Кировском районе Ленобласти, у Ладоги. И сейчас я озадачен поиском новых территорий под развитие. Часто смотрим документы и понимаем, что экономика проектов не бьется, да еще есть противодействие местных властей по переводу земли сельхозназначения под дачи. Что нам сделать, чтобы настроить людей в свою пользу? Мы готовы к диалогу, но разговор не складывается.

Михаил Киреев:

Сложный вопрос. Думаю, местные власти не против инвестиций. Но они наверняка понимают, что часть проблем, которые в перспективе возникнут у нового дачного массива, им придется решать своими силами. Куда дачники поедут лечиться? Как организуют вывоз мусора и стоки? Что будет с дорогами? Решение этих вопросов требует комплексного подхода. Выход в том, чтобы дачные территории признавать землями населенных пунктов и в генпланах подводить под это экономику, социалку, готовить обосновывающие материалы. Но пока этого нет. Кроме того, есть особо ценные земли сельскохозяйственного использования, которые охраняются и не подлежат застройке.