18+. Реакция производителей на ограничения безалкогольных энергетиков

Автор фото: Александр Николаев/ТАСС
Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Денис Четырбок

Депутаты Законодательного собрания приняли инициативу по ограничению продаж безалкогольных энергетиков в первом чтении. Производители безалкогольных напитков называют закон дискриминационным и безосновательным

Принятие в первом чтении проекта закона о запрете продаж энергетических напитков несовершеннолетним, а также ограничении мест продажи безалкогольных энергетиков вызвало резко негативную реакцию отрасли. Депутат "Единой России" Денис Четырбок, требующий запретить продажу безалкогольных энергетиков детям, ссылается на вред напитка. Предложенный им закон запрещает продажу безалкогольных энергетиков в образовательных, культурных и медицинских организациях, а также в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях. За несоблюдение условий предусмотрен штраф в размере до 5 тыс. рублей для физлиц, до 20 тыс. рублей для должностных лиц и до 50 тыс. рублей для юрлиц.
Аналогичные ограничения сейчас действуют в 47 регионах страны из 85. Однако на самом крупном региональном рынке, столичном, продажи безалкогольных энергетиков не ограничены. Несмотря на то что аналогичная инициатива неоднократно выдвигалась в Москве, ее авторы учли мнение экспертного сообщества, и рассмотрение прекращено.

Есть проблемы поважнее

Максим Новиков, президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод (объединяет 16 производителей, в их числе Coca-Cola, Pepsico, RedBull) называет ограничения продаж безалкогольных энергетиков безосновательной дискриминацией категории, не подкрепленной научными исследованиями.
"По нашему мнению, одобрение законопроекта приведет не только к финансовым потерям производителей, крупного ретейла и вендоров. Ограничения нанесут репутационный ущерб туристическому Петербургу, ведь один из критериев оценки сервиса для иностранных гостей — ассортимент и доступность привычных брендов", — говорит Максим Новиков. Кроме того, союз расценивает инициативу как ограничение прав предпринимателей, а значит, нарушение правил ВТО: допущение дискриминации в торговле и установление торговых барьеров, не имеющих научного обоснования.
В научном сообществе доводы Дениса Четырбока о вреде безалкогольных энергетиков опровергают. Как ранее писал "ДП", в апреле ФИЦ питания и биотехнологии в ответ на запрос союза сообщил, что энергетики "не представляют угрозы для здоровья больше, чем сладкий чай, кофе и другие сахаросодержащие напитки". Позже главный внештатный специалист психиатр-нарколог Минздрава РФ Евгений Брюн провел экспертизу по всем пунктам резолюции общественных обсуждений законопроекта, прошедших в Петербурге весной текущего года, и опроверг их.
Более того, Евгений Брюн в своем заключении обратил внимание на то, что "на сегодняшний день перед медицинским сообществом, занимающимся здоровьем детей и подростков, стоит целый ряд серьезных и не до конца решенных проблем". В их числе он назвал доступность табака и алкоголя для несовершеннолетних, широкое распространение среди подростков электронных сигарет, новых психоактивных веществ. "Необходимо сфокусироваться на реальных угрозах здоровью подрастающего поколения, не отвлекаясь на второстепенные и ложные цели", — подчеркнул Евгений Брюн.

Безосновательный запрет

Закон может осложнить жизнь производителей безалкогольных энергетиков. Дело в том, что рынок безалкогольных напитков снижается и, чтобы выжить, производители переключились на растущие сегменты, в том числе безалкогольные энергетики. Так, по данным Euromonitor, в 2017 году продажи безалкогольных энергетиков выросли на 3,5%, до 38,84 млрд рублей. По данным Heineken, который ссылался на Nielsen, объем сегмента безалкогольных энергетиков в 2017 году увеличился на 17,9%.
Производитель кваса АО "Дека" в 2017 году начал выпуск двух энергетиков: U NRG ("Ю-Энерджи") ориентирован на сегмент выше среднего и S.O.V.A — на средний ценовой сегмент. Производитель пива Heineken в этом году на петербургском заводе запустил производство энергетика Solar Power. Пивоваренная компания "Балтика" уже несколько лет выпускает энергетик Flash Up.
"Мы считаем, что любые дополнительные законодательные ограничения должны быть обоснованы, в особенности для пищевой продукции, соответствующей всем стандартам безопасности. Данная инициатива такого обоснования не имеет. Нет исследований, которые бы подтверждали аргументацию автора проекта о влиянии потребления тонизирующих напитков на здоровье", — комментирует пресс-служба пивоваренной компании "Балтика". Компания подчеркивает, что все ингредиенты, используемые при производстве Flash Up, соответствуют всем требованиям ГОСТа, и используются для изготовления аналогичных продуктов ведущими мировыми производителями во всех странах.
"Если инициатива о запрете продаж безалкогольных энергетиков несовершеннолетним будет принята в виде закона, это не приведет к какому-либо изменению рынка или сокращению продаж, — говорил ранее представитель АО "Дека", — в большей степени это способ спровоцировать общественное обсуждение, шумиху вокруг не существующей проблемы. Но в то же время это может стать первым шагом к чрезмерному регулированию отрасли в целом". "Наш продукт направлен на взрослую аудиторию. Рекомендации об употреблении содержатся на упаковке", — лаконичен представитель Heineken.