О криптовалютах простыми словами: биткоин отстоял нижние рубежи

Что общего у матча Россия — Испания и криптовалютного рынка? В победу мало кто верит, однако в глубине души все на нее очень надеются. И в итоге в защите умудряются побеждать. Ну или по крайней мере удерживают ничью.

Криптовалюта на этой неделе немного утешила тех, кто верил, ждал и надеялся. По крайней мере часть падения удалось отыграть. На момент написания публикации за один биткоин давали $6620, эфир стоил $475. На фоне январских пиковых значений, может, и негусто, но зато на 15% выше годовых минимумов, что уже внушает определенный оптимизм.
Порадовал инвесторов Марк Цукерберг, который все–таки вернул рекламу криптовалюты в Facebook. Правда, не всех токенов, а только тех, которые предварительно одобрят всезнающие модераторы социальной сети. Плюс — реклама ICO по–прежнему запрещена. На рынке, где здоровая ирония уже нередко граничит с истерикой, шутят, что таким образом Цукерберг толкает цену вверх, чтобы подороже избавиться от своих криптозапасов.
Когда хороших новостей дефицит, апологеты биткоина приводят статистику. Согласно опросам Capgemini, 30% обеспеченных людей выражают интерес к криптоинвестициям, 35% считают, что криптовалюты — это будущее онлайн–покупок, и еще столько же — что токены вырастут в цене. Особенно высок ажиотаж в Латинской Америке и Азии (не включая Японию). Вот и руководитель Alibaba Джек Ма на днях напомнил: "В мире до сих пор 1,7 млрд людей не имеют банковского счета, зато у большинства из них есть мобильные телефоны. Технология блокчейн может изменить будущее больше, чем мы можем себе представить". Правда, он тут же оговорился: это не отменяет того факта, что биткоин, скорее всего, пузырь.
Может, и так, но надувать его можно неоднократно, считает лауреат Нобелевской премии по экономике Роберт Шиллер, уже предсказавший и крах пузыря доткомов, и ипотечный кризис 2007–2008 годов. "Это общественное движение. Это эпидемия энтузиазма. Это спекулятивный пузырь, но это не значит, что биткоин упадет до нуля", — уверен экономист. В конце концов, тюльпаны в XVI веке тоже были сильно переоценены, однако никто же не говорит, что сегодня их должны раздавать бесплатно.

Уездный блокчейн

Перенесемся в Россию. Криптомир оказался более запутанным, чем думали наши депутаты. Принять нормативную базу они обещали в весеннюю сессию, но теперь просят подождать до осени: "Тема криптовалют очень сложная на самом деле, реально сложная, — посетовал председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. — Блокчейн носит трансграничный характер (например, биткоин) — мы там установим регулирование, а работать ничего не будет. Поэтому необходимо определить то, что мы реально можем отрегулировать, и уже исходя из этого прописать нормы, во–первых, определяющие правила работы, во–вторых, защищающие инвесторов".
В общем, аджайл не случился. Участники рынка явно подустали ждать государственных мужей и пытаются играть на опережение. На неделе в стране появился первый криптоинвестиционный банк. Причем его инвесторы — совсем не молодое поколение биткоиновых миллионеров, а старая добрая платежная система Qiwi, чья дочерняя компания надеется таким образом занять нишу криптоброкера и консультанта. Конкурентам лучше не медлить: чуть ранее интерес к этому же сегменту открыто выразили Сбербанк и Альфа–Банк.
За корпоративным сектором подтягиваются и региональные власти. На этой неделе удивила Ленобласть, анонсировавшая создание у себя "регулятивной песочницы". Писать концепцию будут в ЛГУ им. Пушкина — в пятницу соответствующее соглашение подписано с РАКИТ (Российской ассоциацией криптовалют и блокчейна) и ЛО ТПП (Ленинградской областной торгово–промышленной палатой). Осенью готовый документ отдадут на утверждение местным депутатам, а дальше федералам — вверх по вертикали власти.
"То, что не регулируется на федеральном уровне, регион может определить в локальной нормативно–правовой базе. Но, чтобы получить ее, нужно заявить о своих планах на федеральном уровне, а для этого нужна концепция. Чтобы создать ее, мы собрали очень хорошую, референтную команду экспертов", — пояснил "ДП" директор научно–образовательного центра урбанистики и киберантропологии ЛГУ Арсений Майоров.
Эксперты обещают, что скоро блокчейн действительно будет внедряться повсеместно: "С момента появления полноценных смарт–контрактов прошло без месяца 3 года, это небольшой срок, — комментирует Александр Капитонов, ассистент кафедры систем управления и информатики Университета ИТМО. — Доведение сопутствующих технологий и законодательной базы требует большего времени, чем разработка технологии блокчейн. Даже для внедрения блокчейн– и смарт–контрактов в самой простой и очевидной области нотариата потребовалось достаточно много времени".

Июньские ICO:толпа осторожна

Недобрые пересуды и минимумы 2018 года по крипте, конечно, никак не способствуют проведению новых ICO. Тем не менее рынок смог удержаться в приличных границах. По информации портала ICOData, за июнь инвесторы собрали $668 млн. Это на 20% меньше, чем в мае, но все же лучше апреля, когда результат казался совсем провальным ($561 млн).
Одна из свежих тенденций — компаниям легче привлечь деньги институциональных инвесторов, чем заинтересовать широкий рынок. "Медвежьи" настроения на рынке в прошедшие 2 недели негативно сказались на сборах, особенно на краудсейлах. Мы сталкиваемся с ситуациями, когда проект типа Quadrant (блокчейн–платформа для верификации и управления данными. — Ред.) привлекает от фондов $15 млн, но не может привлечь средства от ретейла (обычных покупателей. — Ред.)", — рассказал "ДП" Саша Камшилов, сооснователь и CEO ICORatings.
Хедлайнерами рынка остаются проекты, предлагающие новые протоколы передачи данных на блокчейн, — то есть, по сути, фундаменты, на которых могут создаваться более конкретные проекты. Однако есть и кое–что более специфичное. Например, Farmatrust — платформа, которая ставит целью интегрировать блокчейн в фармацевтическую индустрию и обеспечить прозрачность поставок на этом рынке, — уже собрала $7 млн (34% от цели). Или Pavocoin — проект, который ставит целью внедрение смарт–контрактов и Интернета вещей в сельское хозяйство. Разработчикам удалось привлечь $7,5 млн, но это лишь 11,5% от цели.
Дойдут ли эти проекты до финишной прямой, ручаться сложно. В двух онлайн–каталогах провалившихся криптопроектов — Coinopsy и DeadCoins — уже собралось суммарно более 1000 мертвецов, а ведь когда–то они тоже выпускали красочные White Papers для инвесторов и привлекли сотни миллионов долларов. Но главный парадокс в том, что, по данным анализа 4 тыс. размещений с января 2017–го, даже на этом фоне среднестатистический инвестор в ICO смог заработать 82% годовых.