Щедрый пьяный русский. Социологи изучили образ россиян в их собственных глазах

Автор фото: Виталий Невар/ТАСС

 Лень и пьянство или гостеприимство и трудолюбие? Какие "штампы" среди оценок соотечественников оправданны? Социологи из ВЦИОМ решили ответить на этот вопрос, изучив образ русских людей в их собственных глазах.

Ход, наверное, логичный. Ведь диагностировать состояние русского народа при помощи "общего аршина", как давно констатировал классик отечественной литературы, невозможно. Поэтому для "понимания объекта" приходится опираться на его самооценку.
Ученые обозначили результаты этого соцопроса как "народный рейтинг". Согласно ему, главным качеством русских — по версии самих русских — является гостеприимство. Его назвали своей ключевой характеристикой 45% опрошенных. На втором месте — с небольшим отрывом — трудолюбие (41%). "Бронза" у душевности (33%). В топ–5 вошли щедрость (26%) и общительность (ее выбрали четверть участников общероссийского опроса).
Это если о позитиве. Но есть и отрицательные характеристики. А именно: пьянство (его считают главным качеством русских 16% опрошенных), лень (13%) и отсутствие дисциплины (6%). В набор плохих качеств входят еще грубость и хитрость (по 5%).
Социологи подчеркивают: молодое поколение критичнее смотрит на россиян, чем старшее. Потому что отцы чаще видят в соотечественниках хорошее (например, среди людей в возрасте 45–59 лет щедрость выделили 26%), а дети — плохое (пьющими называет русских каждый четвертый молодой человек в возрасте 18–24 лет).
Занятно, что на последних местах оказались ироничность, лицемерие, невежественность, бестактность, материалистичность и рассеянность. Можно считать, что этими чертами наши люди не обладают вовсе (от 1 до 3% — размер статистической погрешности).
Гедонизм вообще набрал ноль голосов. Это, наверное, была шутка социологов. В любом случае главные наши качества связаны либо с эмоциональностью, либо со средствами, которые "помогают" впасть в экзальтацию. Нерациональные (за исключением, наверное, хитрости), в общем, черты. Умом по–прежнему не понять.