Как окраина в столицу переехала. Выборгский район меняет имидж

Автор фото: Сергей Ермохин
Автор фото: Сергей Ермохин

Возможно, городом–садом Выборгский район называть еще рано. Но от имиджа промышленной окраины, мрачной, а местами и жутковатой, он давно избавился.

Выборгский — один из старейших районов Петербурга. Официальной административной единицей он стал еще в 1718 году, именуясь, правда, не районом, а стороной.
Все население тогда умещалось в несколько кварталов и слобод — Госпитальную и Сенявина. В первой жили служащие находящихся здесь же госпиталей, во второй — рабочие и мелкие чиновники Канцелярии городовых дел. Кроме медицинских учреждений на развитие Выборгской стороны повлияли многочисленные промышленные предприятия и открытый во второй половине XIX века Финляндский вокзал.

Не камнем единым

Производства на правом берегу Невы стали появляться еще во времена Петра I. Одним из первых стал основанный в 1720 году сахарный завод. Через 200 лет здесь были десятки предприятий. В их числе крупнейшие заводы города — "Новый Лесснер", "Русское Рено", завод Нобеля и т. д. Корпуса многих из них сохранились до сего дня, они считаются памятниками промышленной архитектуры и охраняются государством. Жилые дома того, да и более позднего времени были менее примечательны. В исследовании Екатерины Юхневой "Петербургские доходные дома" опровергается миф о Петербурге как о городе, построенном из камня. К концу XVIII века из 6072 домов столицы только 1834 были каменными. А в 1833 году — только 2730 из 7976. Иначе говоря, доля деревянных домов сохранялась всю первую половину позапрошлого века.
Из камня в те времена ежегодно строили примерно 30 домов, однако по большей части в центре тогдашнего Петербурга. В XIX столетии он занимал совсем другую площадь, нежели сегодня. Так, к концу позапрошлого века камнем была застроена только территория, ограниченная набережной реки Фонтанки и Крюковым каналом.
Выборгская сторона, как и другие окраины, застраивались исключительно деревянными одноэтажными домами. Позже стали появляться двух– и даже трехэтажные. Увеличивать высотность дальше не было причин: земля на окраинах стоила дешевле, чем в центре.

По цене ведра водки

Квартиры и комнаты в те времена не продавались, а брались внаем. Говоря сегодняшним языком, снимались. Что и привело к резкому росту строительства доходных домов в 30–40 годы XIX века. Они даже сформировали особый тип архитектурного сооружения. Знаменитые дворы–колодцы — производное тогдашней уплотнительной застройки. Колодцы, впрочем, были характерны для более приближенных к центру районов города. На окраинах строили проще и не так плотно. Если каменные дома в центре вмещали от 50 до 500 жильцов, то деревянные на окраине на порядок меньше — от 5 до 50.
Стоила аренда в императорском Петербурге недешево. Но больше в центре. На Выборгской стороне можно было найти комнату за 3–4 рубля в год (примерно столько в те времена стоило ведро водки). Годовой доход фабричных рабочих, бывших основными нанимателями жилья на Выборгской стороне, составлял тогда 30–50 рублей. Других квартиросъемщиков здесь не было.
Кроме русских на Выборгской стороне селилось много иностранцев: финнов, эстонцев, латышей, шведов, немцев и поляков. Финны обычно селились рядом с Финляндским вокзалом, как и шведы, вместе с которыми они работали на железной дороге. Прибалты и поляки приезжали Петербург не только на заработки, но и для учебы.
Как ни странно, несмотря на пестроту национального состава населявших Выборгскую сторону горожан, межнациональных конфликтов здесь не случалось. Зато были улицы, появляться на которых не рекомендовалось. Взять, к примеру, Тимофеевскую (сегодня — ул. Ватутина) или Александровскую. Места эти изобиловали питейными заведениями и притонами. А их завсегдатаи, находясь в приподнятом состоянии духа, нередко нападали на прохожих.

Расходный дом построим

В XIX веке до 80% зданий Петербурга были доходными домами. Извлечение из недвижимости прибыли плохо соответствовало новым идеологическим установкам. Поэтому после октябрьского переворота доходные дома исчезли как институт. Вместе с тем убогость мрачных жилищ пролетариев с Выборгской стороны новую власть не смущала.
Именно поэтому, национализировав жилой фонд города, большевики распространили жуткие условия проживания на окраинах в центральные районы Петрограда. С уплотнения началась эпоха коммунальных квартир, а переименованный вскоре в Ленинград город стал их столицей.

Жилые комплексы

Новое строительство на Выборгской стороне, вновь ставшей стороной с мая 1917–го, тоже велось. Так, с 1928 по 1932 год на пересечения Бабурина пер. (сейчас ул. Смолячкова) и Лесного пр. было построено восемь пятиэтажек.
Жилмассив, именуемый по месту возведения бабуринским, был рассчитан на 3,5 тыс. ленинградцев. Кроме того, его можно считать прототипом современных обременяемых социалкой жилых комплексов. Кроме жилья здесь построили детский сад — ясли, механическую прачечную, профилакторий и магазин. В глубине квартала находились спортивная площадка и сквер с фонтаном.
Участок между Кантемировской ул. и ул. Александра Матросова с 1927 по 1934 год застроили "городком текстильщиков" из шести пятиэтажек. Рядом в это же время возник батенинский жилмассив с детским садом, яслями, прачечной и универмагом.
Совсем другим по классу стал "дом специалистов". Это тоже комплекс из трех пятиэтажных и двух семиэтажных жилых корпусов, который сформировал квартал вдоль Кантемировской ул. Построен он был к 1937 году. И, несмотря на немалый масштаб, предназначался для творческой и научной элиты нового общества. Уже в советское время в его дворе был построен наземный вестибюль станции метро "Лесная".
Так постепенно Выборгский район начал избавляться от имиджа рабочей окраины и приобретать некоторую респектабельность. Фешенебельным полностью он не стал.
Жилье высоких ценовых сегментов здесь стоит дешевле, чем могло бы, если бы для его возведения выбрали другое место. Так, по данным Knight Frank St Petersburg, стоимость 1 м2 в комплексах бизнес–класса составляет 134 тыс. рублей — это на 15% дешевле, чем в среднем по городу.
Но у покупателей квартир в домах попроще Выборгский район популярен не меньше остальных районов города. Здесь наиболее широко представлены объекты класса масс–маркет. Их тут около 80%. Средняя цена 1 м2 составляет 101,1 тыс. рублей, что практически сопоставимо со среднегородским показателем.