Елена Домброва, Наталья Модель, Жанна Журавлева Все статьи автора
13 июня 2018, 23:35 8433

Неймар нам в помощь. Кто выиграет от приезда в Петербург звезд футбола и 400 тысяч их поклонников

Сочи. Игрок национальной сборной Бразилии по футболу Неймар во время встречи в аэропорту города.
Сочи. Игрок национальной сборной Бразилии по футболу Неймар во время встречи в аэропорту города.
Фото: Михаил Терещенко/ТАСС

Чемпионат мира по футболу принесет прибыль в основном гостиницам, ресторанам и перевозчикам. Но в итоге доход предпринимателей может оказаться намного ниже ожидаемого: выиграют те из них, кто смог минимизировать затраты на подготовку к приему болельщиков.

Чемпионат мира по футболу, который стартует сегодня, не только станет испытанием инфраструктуры города, но и обернется долгожданным притоком гостей. По оценкам Смольного, за время ЧМ–2018 (он продлится месяц) Петербург посетят не менее 400 тыс. болельщиков и их семей. Для сравнения: всего в 2017 году Петербург принял 7,5 млн туристов, из них примерно 50% — иностранцы. Однако нужно помнить и о гостях из российских городов, а также болельщиках из числа жителей города. Больше половины жителей страны (59% мужчин и 26% женщин) планируют смотреть все или отдельные матчи, следует из опроса GfK. Потенциальную аудиторию зрителей матчей чемпионата непосредственно на стадионах исследователи оценивают в сумму 3–10 млн человек.

Старые знакомые в новой форме. За кем следить на ЧМ-2018, кроме сборной России

Старые знакомые в новой форме. За кем следить на ЧМ-2018, кроме сборной России

1298
Владислав Бачуров, журналист

Ремонт и телевизор

Раньше всего прирост продаж ощутили ретейлеры в сегменте товаров для дома и ремонта. Так, аналитики сети "220 Вольт" сообщили о росте спроса в Петербурге на 78% против стандартного сезонного всплеска на 30–40%. Опросив покупателей, компания выяснила, что каждый восьмой приобретает товары для ремонта своей недвижимости в надежде сдать ее в аренду на время проведения чемпионата мира. Эти же цифры подтвердили аналитики "Avito Недвижимости", которые сообщили, что в I квартале в Петербурге стали сдавать на 14% больше квартир, причем 9% от общего объема сдавалось впервые.

Затем о росте продаж на 20–50% отчитались продавцы бытовой техники и электроники, а также операторы цифрового телевидения. Дело в том, что рестораны и бары накануне сезона оборудовали залы дополнительными экранами и подключили пакеты каналов. По подсчетам Interactive Group, бары площадью 20–40 м2 должны уложиться в 80 тыс. рублей, 80–150 м2 — до 300 тыс. рублей. Покрыть эти затраты позволит ажиотажный спрос, рассчитывают рестораторы. В дни проведения матчей заполняемость их заведений составит 100%. Банкиры надеются, что турнир поможет привлечь новых клиентов. В Альфа–Банке добавляют, что ждут в ближайший месяц увеличения транзакционной активности существующей базы.

Затраты выше доходов

Для некоторых сегментов рынка участие в организации или обслуживании ЧМ–2018 остается имиджевым. "Для операторов связи доходы от роста трафика невелики относительно затрат, — рассказывает Юрий Брюквин, гендиректор агентства "Рустелеком". — Одна только телеком–инфраструктура на стадионе обходится оператору примерно в 200 млн рублей". Он признает, что эта сеть пригодится не только для чемпионата, однако спешка перед ЧМ–2018 не позволила связистам минимизировать свои расходы на стройку.

Недополучили гостей и отельеры. В начале года Match Accommodation, официальный партнер FIFA по размещению участников ЧМ, отказалась от части бронирований в петербургских отелях, с некоторыми расторгнув контракты, а в иных отменив бронь на 90% номеров. Как признаются отельеры, групповые бронирования невысоки. Однако статистика по индивидуальным бронированиям оптимистичнее, да и заработать на таких туристах получается больше.

Ажиотажа в связи с приездом болельщиков не ждем, но надеемся, что будет рост числа посетителей на 15-20%. Соответственно, и выручка ресторанов может вырасти сопоставимо. Тем более, что каких-либо дополнительных затрат мы не несли, телевизоры не покупали – все и так было готово к началу туристического сезона. Даже если болельщики не будут делать крупных заказов, они в любом случае обеспечат оборачиваемость, то есть даже если средний чек останется на прежнем уровне, количество гостей будет выше. Групповых броней пока мало, в основном это заявки на просмотр матчей в наших ресторанах.
Николай Митчин
Николай Митчин
глава ресторанной группы Beer Family Project (Jager Haus, Kriek, Karlovy PivoVary)
Мы ожидаем увеличение количества заказов на 20-30э5 в дни матчей и до 10% - в остальные дни. Правительство призывает сервисы такси не повышать цены, но динамическое ценообразование, которым пользуются все такси, автоматически увеличивает стоимость поездок в период высокого спроса. Другое дело, хватит ли в городе машин и водителей, чтобы обеспечить такси всех желающих. Если будет серьезный недобор, цены автоматически будут ползти вверх, так как спрос многократно превысит предложение. Мы приняли решение не поднимать стоимость проезда только потому, что в нашем городе проходит чемпионат мира.
Анатолий Малышев
операционный директор компании "ТаксовичкоФ"
Мы инвестировали десятки миллионов рублей в обновление номеров, но это ежегодная практика, не связанная с футболом. В 2012 году, когда проходил чемпионат Европы по футболу, я внимательно смотрел на Польшу и Украину и обнаружил, что цены они повысили очень сильно, а вот ожидания по количеству гостей не оправдались. Мы в 2017 году во время Кубка конфедераций цены не поднимали и закончили сезон очень хорошо. В этом году были вынуждены поднять цены, поэтому я был уверен, что год будет провальным. Но могу сказать, что пока ситуация намного лучше моих ожиданий. Хотя групповых заявок нет, индивидуальных очень много.
Владимир Иванов
Владимир Иванов
генеральный директор гостиницы "Октябрьская"
Первые упоминания о ЧМ по футболу в предложениях о работе появились еще в 2016 году, но активизировались работодатели из Петербурга во втором полугоии 2017 года. Для сравнения: в конце прошлого года количество вакансий с упоминанием ЧМ увеличилось в 2 раза по сравнению с началом 2017 года, а в этом году прирост составил уже 156%. Чаще всего искали персонал в связи с чемпионатом в сфере «Продажи» (24% от общего числа предложений о работе), затем «Туризм, гостиницы, рестораны» (22%) и «Административный персонал» (18%). Средняя зарплата в Петербурге выросла с 40 тыс. рублей в 2017 году до 42 тыс. рублей в мае 2018 года.
Ирина Жильникова
Ирина Жильникова
глава пресс-службы HeadHunter по Северо-Западу
По сравнению с началом года стоимость краткосрочной аренды квартир в городах- участниках чемпионата мира по футболу на сайте Avito значительно выросла. Правда, в Петербурге этот прирост один из самых низких – всего на 6%. В то же время предложения посуточной аренды с упоминанием в тексте объявления чемпионата мира по футболу значительно дороже – ставка составляет уже 7,8 тыс. рублей, что в 3,5 раза выше обычной ставки посуточной аренды. Максимальная стоимость обычной однокомнатной квартиры в Петербурге достигает сейчас 100 тыс. рублей в сутки. С начала года этот показатель вырос в рекордные 12 раз.
Владимир Корицкий
Владимир Корицкий
директор по развитию каналов продаж Avito
Так как наша компания ориентирована на зарубежных туристов, вывески на английском языке и аудиогиды на разных языках мы использовали давно. Чемпионат мира послужил для нас толчком обновить флот. Мы модернизировали два теплохода, вложили в это до 10 млн рублей. Для дополнительного обеспечения безопасности мы потратили еще 6-7 млн рублей, например, на приобретение нового оборудования. Мы ждем роста спроса от ЧМ, уже сейчас видим, что в этом году туристы бронируют теплоходы заранее и они выходят заполненными почти на 100%, в прошлом году они были заполнены на 2/3. Популярны метеоры до Петергофа.
Андрей Кузнецов
Андрей Кузнецов
генеральный директор компании "Астра Марин"
В рамках подготовки к чемпионату мира мы сделали очень много. Открыли в торгово-развлекательном комплексе отель на 29 номеров. Запускаем два ресторана в расчете, в том числе на футбольных болельщиков. Один площадью 800 м2, стоимостью 50 млн рублей, второй ресторан – площадью 300 м2 за 20 млн рублей. Увеличили количество парковочных мест, набрали в отель сотрудников со знанием иностранных языков. В дни матчей у нас торговый комплекс заполнен, рестораны работают с полной посадкой. В «Питерлэнде» проходит выдача паспортов болельщика, это также должно повлиять на трафик торгового комплекса.
Александр Кожин
Александр Кожин
гендиректор компании «Стремберг»
Рынок отелей разделился на два лагеря: один не подписал договор с Match Accommodation, а второй подписал и потерял после отмены бронирований четыре из пяти заказов разгар сезона. Отели первой группы смогут в этот сезон получить историческую выручку, а оставшиеся окажутся в уникальной ситуации – в нематчевые дни гостиницы будут полупусты, несмотря на сезон белых ночей. Подавать номера некому, потому что крупные спортивные мероприятия отпугивают классического туриста, туроператоры не продают эти даты. Днако отыграть эту ситуацию можно будет позже, осенью или в 2019 году, за счет мощного промоэффекта чемпионата.
Юнис Теймурханлы
Юнис Теймурханлы
гeнеральный управляющий и совладелец отеля Helvetia
Отдельных расходов на подготовку к приезду болельщиков на чемпионат мира по футболу мы не понесли. Англоговорящие сотрудники у нас давно работают, единственное, в нашем хостеле мы увеличили число гигиенических наборов, тапочек, welcome drink и прочего. Рост цен у нас составил до 20%. Знаю, что у некоторых коллег возникли проблемы с нехваткой персонала, говорящего на иностранных языках. По своим туристам мы видим рост спроса, приезжает много иностранцев. Мы видим, что к нам приезжают платежеспособные и привыкшие к хорошему сервису болельщики.
Алена Енова
совладелица «Тайга хостел»
Год назад во время проведения Кубка конфедераций на стадионе «Санкт-Петербург» болельщики только за один матч генерировали LTE-трафик, достаточный для непрерывного просмотра видео онлайн. Мы прогнозируем, что во время игр футбольного первенства этот показатель увеличится на 30-50% по сравнению с тем, что было на Кубке конфедераций. Поскольку матчи будут проходить при большом числе болельщиков. Поэтому серьезно подготовились. Развернули сеть на стадионе, обеспечили связью территорию вокруг арены, станции метро. К «футбольным» локациям мы также относим железнодорожные вокзалы, аэропорты, места отдыха.
Дмитрий Смирнов
технический директор филиала МТС «Северо–Запад»
Новости партнеров
Реклама