Золотая наша цифровизация: за все нововведения бизнеса платит потребитель

 

У тех, кто начинал бизнес в 1990–е, в последнее время накопилась огромная усталость от бесконечных перемен, бесконечных новых правил игры, которые принимают министерства и ведомства, повышая уровень контроля над бизнесом и радуясь его результатам. Однако при этом не берется во внимание то, что происходит одновременно на самом рынке, что происходит с людьми, с предпринимателями, с тем, что было наработано за истекшие 20–25 лет.
А происходит резкая и беспощадная глобализация бизнеса: мелкие и даже средние игроки ретейла, не выдерживая нагрузки, уходят с рынка, крупные делаются еще крупнее, и даже всемогущая ФАС вынуждена закрывать на это глаза. Крупные компании–производители фактически находятся в сговоре с крупными сетями, предоставляя им эксклюзивно низкие цены, отличающиеся от наших цен закупки не на 5–10%, а на 20–40%. О какой конкуренции может идти речь? И те и другие за счет этого выживают. А что остается остальным, так называемому малому и среднему бизнесу? Тому самому среднему классу, о создании которого так заботится государство. Тем, кто не готов торговать по стремительно обновляющимся ценам? Искать специальные пути выживания (порой не совсем законные), предложения или закрываться. Таким образом, наблюдаем глобализацию торговли, что в конечном итоге не принесет ничего хорошего ни в плане цен, ни в плане ассортимента и качества рядовому потребителю. На деле в конечном итоге происходит то, что так возмущает покупателей: рост потребительских цен. Растут они не только от рухнувшего почти 4 года назад курса рубля, цен на бензин и коммуналку, но и от вынужденного роста наценки на товар — у средних предприятий она уже доходит до 35%, у крупных — до 60%.
А еще лет десять назад считалась нормальной наценка 25%, и это всех устраивало. В наценку на товар теперь приходится вмещать кроме основных затрат торгового предприятия затраты на все пожелания и затем принимаемые законодательно требования, между собой мы называем их "хотелки правительства". К ним за последние годы можно отнести ЕГАИС, онлайн–кассы, систему "Меркурий" (ветеринарный надзор), чипирование шуб, теперь вот обуви. Вроде договорились маркировать и всю молочную продукцию. Все это требует покупки программ, оборудования, обновления серверов, дополнительного найма и обучения персонала. Только что мы в очередной раз обновили фискальные регистраторы, купили онлайн–кассы для наших магазинов — на 1 млн рублей. И как вы думаете, кто за это в конечном итоге платит? Конечно, потребитель. Кроме того, ждем запрета на торговлю алкоголем в жилых домах и отзыва лицензии по некоторым адресам наших магазинов. Грустно это все. И нет предела совершенству фантазий тех, кто заседает во власти.
Мы, как торговое предприятие, не относим себя к крупному бизнесу, в нашей сети всего 59 точек. В прошлом году мы открыли 15 магазинов, закрыли, может быть, парочку неудачно расположенных. В этом году открыли всего две новые точки, закрыв четыре. Ждем очередных мер "по улучшению делового климата для бизнеса, цифровизации экономики и поддержки предпринимательства". Пережили кризис 1998 года, надеюсь, и эти меры переживем.