"Господдержка" из своего кармана. Глава Skoda в России Ян Прохазка о будущем электромобилей в Петербурге и новом Kodiaq

Автор фото: Архив "ДП"

 

Глава представительства Skoda Ян Прохазка рассказал "ДП", почему в Петербурге у электромобилей есть будущее и что ждут в компании от нового Kodiaq.

Продажи новых автомобилей в России растут уже год. Как вы оцениваете состояние нашего рынка сегодня?

— Если бы вы меня спросили об этом несколько недель назад, я бы вам сказал. До этого мы жили в достаточно стабильной среде, а сейчас, когда курс постоянно колеблется, я не могу честно ответить так, чтобы я сам себе верил. Хотелось бы, чтобы курс сохранился на уровне 72 рублей. Тогда мы могли бы работать так же, как раньше.

В 2018 году объем господдержки рынку сократился вдвое. Насколько ощутимо это оказалось для Skoda?

— Сокращение господдержки мы на себе не особо сильно чувствуем, потому что в любом случае жесткая конкурентная среда не позволяет увеличивать цены. Помимо участия в текущих программах господдержки ряд наших собственных программ и предложений позволяет сохранять клиентский спрос на высоком уровне. Кроме того, мы оказываем прямую поддержку, удерживаем стоимость автомобилей за свой счет. Конечно, мы не можем себе позволить это делать весь год, но пока что такая возможность есть.

Как марка намерена развивать работу с дилерами?

— У нас на сегодня есть то количество дилеров, которое нас устраивает. Но все же мы планируем расширение. Речь идет об увеличении дилерской сети в небольших городах, в которых нас еще нет. Это вопрос не только увеличения продаж, но и покрытия сервисом. Мы хотим, чтобы люди не ездили за сервисом слишком далеко. И это не просто наши амбиции, у нас есть исследования, которые подтверждают, что наши клиенты готовы обращаться за сервисом к официальным дилерам.

Инвестиции в налаживание локальной сборки модели Kodiaq составили 87,5 млн евро. Когда вы ожидаете возврата вложений?

— Это очень непростой вопрос. Мы всегда считаем возврат вложений в модель за весь жизненный цикл. Здесь учитываются и технические разработки, которые были реализованы вне России. Но, конечно, во многом все будет зависеть от того, какой будет реакция на машину на рынке.

И каковы ваши ожидания насчет нового кроссовера?

— По модели Rapid мы имеем в районе 30 с лишним тысяч машин в год, по Octavia — в районе 25 тыс. в год, и Kodiaq должен оказаться где–то между этими двумя цифрами.

Уже в этом году?

— Нет, за полный год. Сейчас мы потеряли уже несколько месяцев. Серьезные объемы локального производства будут только в июле, запуск — дело не быстрое. К тому же уйдет время на доставку автомобилей удаленным дилерам.

А что насчет импортируемого Kodiaq, ведь на локализованный цена упала?

— Мы стараемся, чтобы эти машины были все же чуть–чуть разными в комплектациях и не дублировались. Нам важно сохранить обе доли, и это проработанная схема, которая имеет свои преимущества. Естественно, на локализованных автомобилях мы экономим на растаможке, но зато часть денег уходит на производство и логистику. К тому же частично комплектующие привозятся на российский завод из Чехии.

Каковы ваши планы по экспорту кроссовера из России?

— Это, безусловно, только добавит позитива, но это не основа проекта. Основой являются продажи на местном рынке.

К 2020 году Skoda намерена вывести на мировой рынок 19 новых моделей. Сколько из них доедут до России?

— Сложно сказать, потому что у нас много чего еще не решено. Это вопрос не просто желания марки, это вопрос того, есть ли потребность в этих машинах на рынке.

И в чем нуждается российский рынок — седаны, сегмент SUV?

— В обоих. Растущая популярность SUV — это не мода, которая придет и уйдет. В то же время мы понимаем, что Octavia является сердцем нашего бренда, и мы хотим привезти новую Octavia в Россию. Сейчас мы видим, что страны Западной и Восточной Европы постепенно расходятся — это разные машины с разными двигателями и техническими характеристиками. Возможно, со временем мы придем к тому, что в России будут производиться машины, которые не будут производиться в Европе, и будут экспортироваться в другие страны мира, где нет таких технических требований, которые есть в Западной Европе.

Как раз пять из 19 анонсированных моделей будут электрическими. Видите ли вы будущее для электромобилей в России?

— Я лично вижу, особенно в больших городах, таких как Петербург. Такие автомобили сыграют позитивную роль для мегаполисов с большим количеством машин, потому что электрокары — это не только чистое перемещение, но и другой стиль вождения. И таким образом это и позволит улучшить окружающую среду, и поможет системе городского движения.

Но пока существует ряд трудностей, например стоимость таких машин, инфраструктура.

— Такая проблема ощущается везде. Это все придет со снижением стоимости аккумулятора. Но и, конечно, надо иметь финансовые схемы, которые помогут людям эти машины приобрести. А инфраструктура возникнет с объемом, то есть зарядки появятся в тех местах, где машин будет больше. Все это решится, когда тема уйдет из маркетинго–политической плоскости в реальную жизнь.
Справка
"Шкода"" в России
Skoda Auto — чешская автомобильная компания, входящая в автомобильный концерн Volkswagen Group. Сегодня компания предлагает на российском рынке модели Rapid, Octavia, Yeti, Kodiaq и Superb. За I квартал 2018 года в России было продано 16  891 новый автомобиль марки Skoda, что на 33% выше, чем за аналогичный период прошлого года. По итогам 2017 года марка заняла восьмую позицию в рейтинге брендов по объемам продаж с показателем 62 302 машины. С 2007 года Skoda производит автомобили на заводе Volkswagen Group в Калуге, а с 2011 года производство локализовано на мощностях завода группы "ГАЗ" в Нижнем Новгороде.