В режиме ожидания. Что ждет рынок салонов связи после слияния "Евросети" и "Связного"

Автор фото: Михаил Тихонов

После завершения сделки по слиянию "Евросети" и "Связного" количество сотовых салонов в Петербурге может сократиться. Теперь лидер будет развиваться за счет расширения набора услуг.

На прошлой неделе "Евросеть" и "Связной" закрыли сделку по слиянию своих бизнесов. Основным результатом для рынка станет оптимизация объединенной сети, ожидают участники рынка.
"Если ставить во главу угла экономическую составляющую, число розничных точек уменьшится, потому что розница — это убыточный бизнес", — говорит глава информационно–аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков. Он поясняет, что без поддержки акционеров (в "Евросети" это был "Билайн" и "МегаФон") сеть была убыточной. Кроме того, количество абонентов сотовой связи уменьшается, то есть подключений становится меньше, а техника хоть и продается на хорошем уровне, но уже не приносит былого дохода. Количество абонентов сотовой связи в России по итогам 2017 года действительно сократилось почти на 200 тыс. единиц и составило 255,4 млн sim–карт, подсчитали в аналитической компании AC&M–Consulting. Однако в Петербурге количество абонентов выросло на 665 тыс., до 16,5 млн sim–карт.
Повысить эффективность бизнеса магазинам помогают универсальный ассортимент и ставка на дополнительные услуги.

Экономные абоненты

В компании "Фотосклад" напоминают, что в последние несколько лет сложилась тенденция постепенного замещения А–брендов на товары более доступных аналогов. Это очевидно в истории продаж смартфонов на Android — большое количество разных вариантов усложняет конкуренцию для A–брендов, особенно с учетом постоянного повышения цен на новые модели. На первые места по популярности выходят OnePlus, Xiaomi и новые нефлагманские модели Samsung. "Дело вовсе не в том, что аудитория пресытилась инновациями, просто почти каждый знает, что проще подождать снижения цены на топ–устройства", — отмечают в компании "Фотосклад".
По данным МТС, в 2018 году три ключевых бренда — Samsung, Apple и Huawei в сумме заняли 70% рынка смартфонов в деньгах. При этом продажи прочих брендов упали на 16,2%. Средняя цена смартфона тоже растет, в МТС это связывают с тем, что покупатели стали чаще выбирать более дорогие и качественные устройства. Растут продажи безрамочных гаджетов — в I квартале 2018 года в рознице МТС выросли в 2 раза по сравнению с последним кварталом 2017 года. "Высокая цена девайсов стимулирует рост спроса на кредитование, — комментируют в пресс–службе МТС. — Количество заявок на оформление кредита в I квартале 2018 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года выросло в 2,5 раза". В МТС более 60% аппаратов стоимостью дороже 30 тыс. рублей продаются в рассрочку без переплат

И кредит, и посылки, и кофе

В условиях ожесточенной конкуренции с интернет–торговлей и крупными сетями бытовой техники и электроники сотовые магазины делают ставку на универсальное предложение. Если раньше услуги ограничивались оплатой телефона и счетов, то теперь в салоне можно взять кредит, получить онлайн–заказ и даже выпить чашечку кофе.
Так, "Связной" будет внедрять новые проекты для бизнеса и потребителей, говорит коммерческий директор "Связного" Дагмара Иванова, — например, возможность получить заказ из крупных интернет–магазинов, в будущем — отправлять и получать в "Связном" посылки по России. "ВымпелКом" переходит в формат цифрового супермаркета, где представлены не только смартфоны и аксессуары, но и кредитные продукты, финансовые, страховые услуги. "Кроме того, мы открыты к разного рода партнерствам, цель которых — давать дополнительные возможности нашим клиентам. Так, у нас уже несколько точек в Петербурге, где работают кофейни, и их количество будет расти", — отмечают в компании.
"Евросеть" уже 8 лет развивает бизнес по продаже финансовых услуг и платежных сервисов. В компании подчеркивают, что шаг был своевременный: если раньше в чеке покупателя была одна строчка — смартфон, то теперь минимум пять–шесть строчек: смартфон, страховой полис, аксессуары, настройки.
Набирает популярность и услуга trade–in, рассказывают в МТС: пользователи могут сдать бывшие в употреблении устройства в любом офисе продаж и получить скидку на новые. Специалист оценивает стоимость устройства с помощью специальной программы за несколько минут. Особенно популярна эта программа при покупке смартфонов Apple и Samsung, добавляют в "Билайне".

Ставка на онлайн

По данным 2ГИС, в Петербурге работают около 1 тыс. сотовых салонов, самая большая сеть у МТС — 250 салонов. Компания сообщила, что будет регулировать их количество в зависимости от ситуации на рынке сотовой розницы.
"Билайн" в ближайшее время завершит интеграцию салонов "Евросети" (компания купила половину розничной сети в прошлом году), в результате чего количество офисов продаж "Билайн" в Петербурге удвоится.
"Связной" продолжит расширение сети розничных магазинов и сфокусируется на развитии омниканальной модели продаж, при которой покупатель может приобретать, платить и забирать товар там, где ему удобно.
В 2017 году доля онлайн–продаж "Связного" на российском рынке в сегменте "смартфоны" доходила до 35%, это максимальный показатель среди операторов. Для сравнения: в "Билайне" более 10% выручки от продаж оборудования приходится на интернет–магазин, онлайн–продажи растут. Онлайн привлекает сотовые сети ощутимой динамикой роста: по прогнозам GFK, прирост объема онлайн–продаж бытовой техники и электроники в этом году составит 26,6%.
Cреди наших партнеров есть представители сотовой розницы, например МТС. Удобное расположение и график работы делают сотовую розницу очень привлекательным партнером по выдаче. Подключение опции выдачи интернет–заказов для них — еще один способ увеличить трафик покупателей, а для логистического оператора — возможность привлечь надежного партнера. Для некоторых пользователей важно забрать свою посылку из рук оператора: по данным нашего исследования DPDgroup E–Shopper Barometer, пункты выдачи предпочитают более 80% онлайн–покупателей, а постаматы — более 60%.
Ирина Зильберберг
начальник управления партнерской сети DPD в России
В ближайшей перспективе розница останется стабильна. Как бы популярны ни были онлайн–магазины, большинству покупателей проще посетить офлайн, получить консультацию и подержать в руках устройство перед покупкой. Возможно, именно за счет этого офлайн–магазины просуществуют еще довольно долго. Растет и количество монобрендовых сетей, например ретейлеров Xiaomi. Преимущества небольших салонов связи — это их доступность, можно купить все что нужно практически на ходу.
Алексей Банников
гендиректор ГК "Фотосклад.ру"