Проблемы и пути стимулирования малого бизнеса индустрии развлечения

Малый бизнес, работающий в сегменте клубов, музыкальных, интеллектуальных, квест-площадок, школ танцев и арт-мастерских, играет определенную роль в микроэкономике России. Многие годы правительство РФ реализует программы по стимулированию развития малого предпринимательства. При этом на долю стартапов, именно малых предприятий, приходится незначительная часть, а «выживают» не более 10% от заявленных. Каким образом влияют на этот сегмент экономические санкции, влекущие изменения в экономике страны, отсутствие роста уровня доходов у населения, какие проблемы у этого сегмента и где найти точки роста бизнеса – об этом и не только мы поговорили с Эмадом Салехом, учредителем консалтинговой компании «Резиденс».

— Скажите, Эмад , насколько чувствительна эта индустрия, в частности малый бизнес, к экономическим трендам и ситуации в стране?
— Есть определенная закономерность, доказанная историей, в том, что, когда в стране наступают «трудные времена», люди больше стремятся к «переключению», к радости, и посещение кинотеатров и концертов, увеселительных площадок и прочее становится в большей части востребовано. В компанию «Резиденс», наравне с крупным и средним бизнесом, стали чаще обращаться за консультациями, аутсорсинговыми работами владельцы и этой сферы деятельности, так как для них это возможность в данный период времени развить свой бизнес, закрепиться на рынке.
Есть и другие факторы, которые влияют на потребительское поведение в неустойчивые времена. Люди экономят на ранее привычном отдыхе и путешествиях за границу по понятным причинам большей дороговизны. Но «замещение» одного другим в потребительском поведении все равно происходит. Следующим фактором является мода на хобби, активно набирающая обороты в последнее время. Большая часть людей, при этом, замечу, зрелых людей — после 40-45 лет, начала заниматься и активно ходить на обучение-развлечение: гончарному делу, рисованию, верховой езде, танцам и прочему. Это связано и с нашей ментальностью, и со стилем жизни — в условиях быстрого темпа жизни, порой присутствующего стресса и синдрома хронической усталости необходима «отдушина». Более молодое поколение также активно посещает различные культурно-развлекательные и обучающие площадки, квесты и спортивные мероприятия. Я уверен, что именно в такие периоды это путь для расширения сегмента индустрии развлечений и период роста бизнеса. Следовательно, именно в переходные периоды, периоды нестабильности или быстрого интеграционного роста в стране малый бизнес находится в более благоприятных условиях, нежели средний и крупный. Чувствительна эта молодая индустрия к другим аспектам…
— С какими вопросами, проблемами обращаются владельцы малого бизнеса к консалтингу, кто является клиентами УК « Резиденс »?
— В основном это запросы, связанные с развитием, поиском эффективных каналов и методов взаимодействия с потенциальной аудиторией, то есть маркетинговый аспект. Заказы на оценку издержек и привлечения дополнительных инвестиций для тиражирования бизнеса, то есть связанные с финансовым сопровождением, заказы юридического свойства: где грань ведения бизнеса с обязательным лицензированием деятельности и право работать без нее — особенно в сфере клубов с обучающими программами или услуг релаксации (массаж — да, необходима лицензия медицинская, а арт-терапия или программы медитации не нуждаются в этом). У компаний такого типа, относящегося к малому бизнесу, нет своих ресурсов, да они и не целесообразны. Для разовых консультаций или регулярного сопровождения по функциональным зонам есть консалтеры, коучи, эксперты. Бизнес вне зависимости от масштаба все равно нуждается в верной оценке и управлении, поэтому и возникает у них потребность в обращении к профильным специалистам. Культура организации бизнеса в этом сегменте очень выросла.
Эмад , как вы считаете, в чем главные трудности компаний подобного типа, предоставляющих услуги?
— В поиске помещений и выборе локации, адекватных арендных ставках — экономическая составляющая проекта. Мы иногда рекомендуем сменить неправильно рассчитанную на этапе инвестпроекта локацию. Сама услуга порой не имеет весомых критериев для клиентов в постоянном интересе и потреблении. Ошибки при выводе на рынок и позиционировании. Оптимизация издержек — порой слабое звено. А это ключевой фактор, влияющий на рентабельность бизнеса. Регулярный финансовый анализ показателей очень важен. Только при четкой работе в этом направлении возможно выживание. Отсюда и дальнейшее решение вопросов о переинвестировании, о развитии этих компаний, что в области тиражирования объектов оказания услуг, что в области увеличения трафика, следовательно, оборотов компании.
— Какие пути стимулирования роста этого сегмента вы видите и почему считаете, что этот бизнес-сегмент важен для экономики страны?
— Он относится к социальным проектам. Все, что касается культуры, развития, образования, досуга, — актуально для любого общества, тем более в условиях перемен. Новое поколение, люди среднего возраста, а также преклонного должны быть социально активны — это микроклимат страны. Это его будущее, настроение, обстановка. Малый бизнес, на мой взгляд, в России еще находится на задворках в ряду экономически образующих направлений. А это важно и для государства, и для частного предпринимательства, и для людей. В США или в Европейских странах доля малого бизнеса составляет от 52 до 67% экономики страны соответственно. Доля, приходящаяся на индустрию развлечений или образовательно-культурного сегмента, составляет порядка 19-20%. У нас же на малое предпринимательство приходится не более 19%, а на долю индустрии развлечений, этого неразвитого, молодого, но потенциально имеющего все шансы стать весомым в градостроительной экономике, не более 3-4%. Вы вспомните, еще десяток лет назад сфера общественного питания и ТРЦ, ретейла имела совсем другую структуру, количество и качество, нежели сейчас.
Мы не говорим о кинопрокате и среднем бизнесе в индустрии развлечении — у них другая экономика, темпы роста и другие тренды в развитии. Как правило, это более устойчивая и обширная структура, включающая даже крупных сетевых игроков. Мы говорим о малом бизнесе. О новых трендах и потребностях в услугах. О той индустрии, которая только зарождается в РФ.
Тенденция такова, что все больше людей объединяются в сообщества и вместе ходят лепить, рисовать, читать книги или обсуждать проблематики, играть, участвовать в кулинарных мастер-классах или плести канатные узлы. Потерянная с советских времен «школа» домов культуры и дворцов молодежи сейчас восстанавливается в большей части не на уровне государственных учреждений, а на уровне частных инициатив и предпринимательства.
Эмад , приведите, пожалуйста, пример, чем вы, УК « Резиденс », помогли конкретному бизнесу, и ваши рекомендации начинающим в этом сегменте.
— Конкретику могу рассказать без указания брендов и юридических лиц, так как в нашей компании, как и в консалтинге в целом, правилами бизнес-этики регламентировано, что о публичной помощи может заявлять заказчик, а в консалтинг запросы являются конфиденциальными. Например, для сети из четырех небольших клубов-кафе, устраивающих регулярные тематические культурные программы: вечера поэзии, выступления музыкантов, мини-спектакли, мы разработали и совместно реализовали программу корректировки привлечения целевой аудитории, так как формат и их тематика рассчитаны на определенный тип потребителя. Для одного клуба подобрали другую локацию и помогли безболезненно решить юридические вопросы по расторжению договора аренды. Разработали программу управления издержками. Все вкупе вывело компанию на устойчивый рост +18% годовых, и динамика в периоде 2 лет впечатляет. Компания планирует к открытию еще два заведения в разных районах города, предварительно у нас просчитав прогнозы по каждой точке локации.
Еще на старте рекомендую пользоваться специальными сайтами и порталами для расчета рентабельности бизнес-проекта, не бояться обращаться к консалтингу за консультациями, так как еще на первых этапах можно скорректировать бизнес-модель и избежать в дальнейшем ошибок и убыточности бизнеса, уверенности и нетривиальных идей, так как считаю, что именно за качеством, сервисом и креативностью будущее. Я вижу положительную динамику, вижу ниши и вижу поколение с «незамыленным» взглядом. Конечно, помощь профессионалов и старших коллег им на каком-то этапе нужна, поэтому моделировать можно вместе, когда есть идея и есть понимание функционала рынка. Рекомендую не бояться им идти в бизнес-инкубаторы, обращаться в банки за инвестициями. Искать гранды и тиражировать удачные проекты.
Интервью записала Екатерина Александрова