Юрий Запалатский: На дороги денег всегда будет мало

В этой статье я хотел бы тезисно рассказать об основных проблемах, стоящих перед дорожной отраслью Ленинградской области.  Вопросы, которые зрели годами и десятилетиями, не решить в одночасье, но если грамотно обозначить проблемы, то это первый, и возможно, главный шаг к их решению.  
1. Проблема «пробок»
Сегодня на границе Петербурга и Ленинградской области идет активное жилищное строительство, появились, по сути, города-спутники: Мурино, Девяткино и т. д. Такого бума строительства не наблюдалось с советских времен. Неудивительно, что и в связи со столь активным строительством, и по другим причинам, появилась проблема транспортных «пробок».  Надо сказать, что в советское время, как напомнил нам Алексей Остроумов, возглавлявший предприятие «Ленавтодор» с 1976 по 1992 год, эта проблема решалась радикально: ограничением на приобретение автотранспорта гражданами. Купить машину было не так просто, и, по его мнению, связано это было не только с особенностями отечественной экономики, но и с желанием государства ограничить транспортный поток и предотвратить пробки. Сегодня, понятно, проблему пробок таким образом решить невозможно, и надо искать другие способы решения.
Некоторые полагают, что пробки часто объясняются активными работами по ремонту дорог. Отчасти это так, но не ремонтировать дороги вовсе – невозможно!
И надо сказать, что водители в массе своей относятся к трудностям, которые возникают при ремонте дорог с пониманием. Не так давно мы ремонтировали дорогу «Зуево – Новая Ладога»: Ленинградская область взяла в аренду участок дороги от Новогородской области, чтобы его в порядок привести.  Водители проезжающих мимо машин выглядывали в окно и говорили: «Молодцы, наконец-то!» Если дорожный ремонт проводить грамотно, если заблаговременно предупреждать водителей (что довольно просто в эпоху интернета), то эта проблема вполне решается.
Магистральный путь решения проблемы «пробок» – грамотный подход к стратегическому развитию автомобильных дорог. Мы, дорожники, одними из первых в отечественной дорожной отрасли – еще в советское время – начали строить объезды больших городов: объезд Пикалева, объезд Тосно, объезд Выборга... Это и повышало безопасность дорожного движения, и отчасти решало проблему «пробок». Так что решение есть всегда. Не нужно бояться проблемы «пробок» – нужно просто правильно расставлять приоритеты, правильно ставить задачи, и правильно их решать.
2. Проблема с профессиональным дорожным образованием.
К сожалению, в настоящее время высших учебных заведений, где целенаправленно учили бы дорожников, осталось крайне мало. Сегодня у нас, почитай, всякий может посчитать себя дорожником, даже не зная, что такое пластичность асфальта, выносимость асфальта и т. д. Сегодня в отрасль приходят люди, не знающие вещей, которые в свое время были для нас очевидны. Вот один пример: как известно, битум – один из главных компонентов, влияющих на качество асфальта. Еще когда я сам работал в строительной компании, мы привозили битум из Ухты, где, как считалось, делался лучший его сорт. И те дороги, которые мы делали двадцать лет назад на основе этого битума, – стоят до сих пор. А, скажем, на Кольцевой автодороге асфальт уложен просто на железобетон, и каждый год мы видим, как на Кольцевой перекладывают асфальт из-за возникающей колейности, из-за не лучшего качества асфальтово-бетонной смеси.
Понятно, что, если бы созданием, ремонтом и обслуживанием дорог занимались люди, получившие адекватное профильное образование, таких проблем бы не возникало. Из-за провалов в профессиональном образовании страдает и дорожная наука. Сегодня в нашей стране наука о дороге испытывает огромные проблемы. Следствием этого является то, что современные технологии мы вынуждены частично брать с западных соседей, а ведь могли бы разрабатывать их сами.
Другой пример некомпетентности: ремонт дорог в ненадлежаших погодных условиях. Люди просто не знают, когда дороги можно ремонтировать, а когда это бессмысленная трата сил, времени и денег. В прошлом году я принял решение: с 15 октября прекращаются работы с асфальто-бетонным покрытием, чтобы потом не говорили, что дорогу в снег укладывают. Исключения – только в виде письменного разрешения Дорожного комитета.    
Один из ветеранов дорожной отрасли Ленинградской области Андрей Езерский не так давно сказал: «Сейчас на дорогах работают люди, которые не имеют никакого отношения к этой отрасли. Дорожники всегда были кастой со своими традициями, с огромным багажом знаний. Сейчас этого, к сожалению, нет». Могу только горько согласиться с этими словами.  Мы это понимаем, поэтому пытаемся наладить работу с выпускниками ВУЗов: зовем работать в ДРСУ, проводим семинары, рассматриваем вариант особой стипендии от дорожного комитета.
3. Несовершенство законодательства и нормативной базы
Сегодня собственники земельных участков, через которые должны проходить строящиеся дороги, отказываются их передавать, из-за чего на несколько месяцев, а то и на годы тормозится стройка. Сейчас, скажем, у нас в работе четыре больших путепровода: три в Выборгском районе, один – в Гатчине. Программы по ним были приняты в 2013, 2014, 2016 годах. И до прошлого года часть объектов стояла. По этим четырем объектам принято 47 (!) судебных решений.
На одном участке, скажем, стоит дом, баня и кафе. И хозяин этих участков говорит: "Я хочу не 5 млн, которые мне предлагаются, а восемь". Да хоть двенадцать! Если суд обяжет нас, мы заплатим, но не тормозите нам работу! Но пока не пройдут все судебные заседания и не будут приняты соответствующие решения, мы не можем завершить работу.
По одному из участков в Выборгском районе мы не могли завершить проект на 900 млн рублей из-за того, что не решен вопрос с небольшим строением. Представьте: я получаю проект, прошедший госэкспертизу, а потом оказывается, что у нас куча проблем, из-за которых мы не можем завершить работу. Проектировщик, которому заказывают такую работу, хорошенько подумал бы, как и что ему делать на предварительном этапе подготовки, если бы ему выставляли счет – за то, что он не учел тот или иной аспект. А так проектировщик не несет никакой ответственности.
Сегодня мы эти вопросы, конечно, решили, что называется, в ручном режиме. Однако проблема, думаю, системная и есть у всех дорожников.
4. Одна из самых серьезных проблем современной дорожной отрасли – это проблема с финансированием.
Сегодня система "Платон", сколько бы ее ни критиковали, приносит неплохие деньги в отрасль, за счет чего и стали ремонтироваться федеральные дороги. Есть предложение разработать подобную систему для региональных дорог. Для Ленинградской области это особенно важно, ведь через нас идет весь транзит в Финляндию и Прибалтику.
Если бы на своих дорогах мы могли установить постоянный весовой контроль, то бюджет региона получил бы дополнительные деньги, которые позволят решить многие дорожные проблемы.
У нас есть Дорожный фонд Ленинградской области, который позволяет направить финансирование на строительство и ремонт дорожных объектов. Еще 15 лет назад, как мы помним, невозможно было проехать, допустим, из Кингисеппа в Петербург. Теперь же мы видим и ЗСД, и КАД, и "Скандинавию", и "Сортавалу". Недавно Владимир Путин на одном из совещаний сказал: теперь нужно сделать акцент на развитии региональных дорог. Возможно, чтобы выполнить его указания, необходимо внести определенные изменения в законодательство. Наш дорожный фонд больше, чем у наших соседей, но, конечно, денег не хватает, и не хватает миллиардов.
Чтобы просто сохранить дорожную сеть, мы должны ремонтировать не менее 2 тыс. км дорог в год – я уж не говорю о новом строительстве и реконструкции. А у нас получается ремонтировать 200-250 км в год. Как видно, мы ремонтируем в лучшем случае 10% дорог от необходимого объема. Сегодня, чтобы отремонтировать километр дороги – с освещением, с оборудованием пешеходных дорожек, как это принято по нормативам, – нужно 60-70 млн рублей. Умножьте эти цифры на то количество километров дорог, которые мы должны ремонтировать. Для любого бюджета это астрономическая величина. В одночасье эта проблема решена быть не может, и поэтому необходимо грамотно расставить приоритеты.
Нужно развиваться, нужно идти вперед. Всем свои подчиненным я всегда говорю: денег, сколько бы их ни давали, всегда будет мало. И, как следствие, нужно научиться грамотно распоряжаться тем, что есть.