19:5013 апреля 201819:50
355просмотров
19:5013 апреля 2018
Илья Черкасов
, директор Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича:
Начало моей работы в Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича было довольно спонтанным. На первых порах пришлось разбираться с целым набором вопросов, которые возникли при реконструкции Большого зала: стройка – это всегда довольно ощутимые проблемы, а тут еще и сроки поджимали. Так что на первых порах в моем случае директор филармонии – это была такая прорабская должность. Я думал, что мое пребывание на этом посту займет примерно год, не больше. Я всегда ощущал себя проектным менеджером: проект закончился, пост принял – пост сдал. Всё. Спустя какое-то время после завершения ремонта Большого зала художественный руководитель филармонии Юрий Хатуевич Темирканов пригласил меня на разговор, где поинтересовался, не хотел бы я продолжить работу здесь. Я всегда ощущал себя проектным менеджером, как уже сказал, и предложение художественного руководителя не то что было неожиданным – оно просто застало меня врасплох. Я склонен был отказаться, но обаянию и убедительности Юрия Хатуевича сопротивляться, как известно, довольно сложно, и я принял его приглашение, о чем ни разу не пожалел.
В футбольном «Зените», где я трудился генеральным директором, я тоже ощущал и называл себя проектным менеджером, что, кстати, вызывало неудовольствие болельщиков, считавших, что всякий имеющий отношение к «Зениту» – это не просто сотрудник, а боец армии сине-бело-голубых, готовый все отдать ради победы любимой команды, и проч. Бизнес-подход их оскорблял. И футбольный клуб, и филармония предоставляют людям некий продукт. В спорте в каком-то смысле проще, потому что сразу виден результат: счет на табло. И результату этому все подчинено: верите, я за все время работы толком не видел ни одного матча. Удовольствие от просмотра футбола при таком формате работы получить невозможно, это при том, что футбол я люблю. Сам играл до 35 лет, пока ногу не сломал. Обратная связь в спорте мгновенная и прямая. Команда проиграла – менеджер получает плевки в свой адрес. В культуре провалы и неудачи не так очевидны. В филармонии критерий – придет публика на концерт или не придет.
Наша филармония – это часть огромной Атлантиды русской культуры советского периода.
Можно долго рассуждать о том, что исчезло с Советским Союзом – и дурное, и хорошее, но для меня несомненно, что в советское время и дирижер, и режиссер – вообще руководитель большого творческого коллектива – должен был быть и, как правило, был личностью очень большого масштаба, человеком и широким, и глубоким. Не хочу никого обидеть, но я не вижу – при всем моем к ним уважении – среди более молодых коллег художественного руководителя Юрия Хатуевича Темирканова и главного дирижера Академического симфонического оркестра Александра Дмитриева тех, кто мог бы в этом с ними сравниться...