Отказали всем подряд. Фонд капитального строительства Петербурга с начала года аннулировал контрактов на сумму свыше 5 млрд рублей

Автор фото: Сергей Ермохин
Автор фото: Сергей Ермохин

За последние 3 месяца Фонд капитального строительства Петербурга аннулировал контрактов на сумму свыше 5 млрд рублей. Участники рынка опасаются, что простая чистка рядов подрядчиков не решит проблем в системе строительного госзаказа.

За последние 3,5 месяца Фонд капитального строительства Петербурга расторг 26 соглашений с бизнесом на сумму 5,2 млрд рублей. Для сравнения: за 2016–2017 годы фонд расторг 54 договора с подрядчиками на сумму 11,07 млрд рублей. В Смольном говорят, что это часть работы по наведению порядка в системе строительного госзаказа. Реформа уже привела к нескольким отставкам профильных чиновников.
Но экспертов беспокоит, что власть опять начинает не с решения проблемы по существу, а со стихийной чистки. Между тем Фонд социальных обязательств строителей (ФСО), который должен раз и навсегда решить проблему создания социальной инфраструктуры в городе, до сих пор не создан. Чиновники и бизнес никак не могут договориться, сколько денег нужно туда отчислять и кто будет их контролировать.
Фонд капитального строительства и реконструкции выполняет роль заказчика при заключении госконтрактов по линии комитета по строительству. С начала этого года фонд расторг 26 контрактов. Правда, в комитете по строительству настаивают на том, что в этом году расторгли лишь 10 контрактов: шесть по инициативе фонда и четыре по соглашению сторон. А в остальных случаях, по словам чиновников, подрядчики отказались исполнять взятые на себя обязательства в одностороннем порядке. Формально такие ситуации чиновники не считают расторжением, хотя на деле объект остается без подрядчика и в документах используется соответствующая формулировка.
Расторгнутые в этом году договоры — это контракты прошлого года и даже более ранних периодов. В частности, крупнейший разорванный в этом году договор на сумму 1,8 млрд рублей был заключен еще в 2015 году с компанией "Петроком" (см. "План комитета по строительству..."). Эта компания взялась за реконструкцию корпусов больницы № 40 в Сестрорецке, но до конца 2017 года выполнила работы, по всей видимости, лишь на 17% и получила за это 323 млн рублей.
В "Петрокоме" отказались комментировать причину расторжения договора. Согласно официальной формулировке в документах, решение было принято по договоренности сторон.
По словам чиновников, причины расторжения контрактов различны. Но самые распространенные — это некачественное выполнение работ и регулярный срыв сроков, прописанных в договоре. "Одним подрядчикам не хватает оборотных средств, другим — техники, третьим — персонала нужной квалификации. Чтобы снизить социальную напряженность и ускорить работу по завершению необходимых городу объектов, контракты приходилось разрывать", — уточнили в пресс–службе комитета по строительству.
И добавили, что после аудита лоты снова попадут на торги. А подрядчики, которые не справились с работой, вынуждены будут заплатить штраф или в случае судебного разбирательства рискуют попасть в реестр недобросовестных поставщиков (правда, пока там только две компании — ООО "Строительство и отделка" и ООО "Хоумленд Архитектура").
"Мы начали наводить порядок в строительной отрасти", — заявил вице–губернатор Игорь Албин на вопрос о причинах происходящего.

Системная проблема

Порядка системе госзаказа в строительной отрасли до последнего времени действительно не хватало.
Несколько последних лет комитет по строительству оказывался в аутсайдерах по освоению бюджетных средств. В частности, в прошлом году из 21,3 млрд рублей, выделенных на реализацию адресной инвестиционной программы, комитет освоил только 10,9 млрд. И этот результат оказался худшим среди всех подразделений Смольного.
Власти города, похоже, пытались исправить ситуацию жесткими кадровыми решениями.
Зимой 2016 года пост главы комитета по строительству покинул Михаил Демиденко. Осенью 2017 года ушел в отставку Сергей Морозов. И справится ли с задачей нынешний руководитель — Леонид Кулаков, назначенный на должность в феврале 2018 года, пока не ясно. Но его пост участники рынка уже называют "расстрельным".
"Проблема не в том, как музыканты сидят в квартете, а в том, что они не умеют играть. Так же и с кадровыми перестановками в комитете. Проблему они не решат, потому что она глубже — в самой системе госзаказа: в организации работы, в отсутствии нормальных коммуникаций между бизнесом и властью, а также между разными комитетами Смольного и в негибкой системе финансирования госконтрактов", — говорит один из собеседников "ДП".
"Корень зла в том, что проектная документация, с которой ведомство выходит на аукционы, бывает очень низкого качества. Начинаешь по ней работать, и уже в процессе выясняется, что нужно сделать массу работ, которые в смету не заложены. Причем за свой счет, поскольку менять условия госконтракта в процессе его исполнения нельзя", — добавляет еще один подрядчик комитета.
"Отдельная беда — взаимодействие подрядчиков с генподрядчиком. Конечных исполнителей часто оставляют без денег. Мы несколько раз были в такой ситуации. И заказчик никогда нас не защищал, поскольку у него договор с генподрядчиком, а все, что ниже уровнем, не в его компетенции", — заключил еще один собеседник "ДП".

Как выйти из тупика

Сегодня социальную инфраструктуру в Петербурге строят по разным схемам: как за счет городской казны, так и за счет средств бизнеса. Причем часть объектов город выкупает у строителей, а часть получает безвозмездно — в зависимости от того, как руководителям компании удается договориться с чиновниками.
Такая ситуация сложилась в городе с 2012 года, когда Смольный переложил создание социальной инфраструктуры на застройщиков. С тех пор власти последовательно сокращали финансирование таких строек из бюджета.
Так, в 2012 году за счет бюджета было построено 40 социальных объектов, а в 2017–м — только 11 (см. схему). Но инфраструктуры городу остро не хватает. Поэтому в прошлом году появилась идея создания Фонда социальных обязательств, куда строители города будут делать отчисления на инфраструктуру по четко прописанной ставке. Но фонд этот пока не создан. Чиновники и бизнес никак не могут договориться о размере отчислений (обсуждают диапазон от 4 тыс. до 11 тыс. рублей с каждого построенного "квадрата" жилья) и о том, кто будет контролировать собранные в фонд средства.
"Последнее совещание по этой теме с участием вице–губернатора Игоря Албина состоялось в феврале. На нем, в частности, обсуждали возможность поменять региональные нормативы градостроительного проектирования (РНГП) и ввести специальные коэффициенты для расчета социальной нагрузки на строителей. Но наши предложения не учли. Мы в тупике", — сообщил один из игроков рынка.
"Нужны единые правила игры. И очень важно, чтобы размер отчислений на инфраструктуру был зафиксирован на бумаге на несколько лет и его не меняли в одностороннем порядке по воле чиновников. Надеемся на конструктивный диалог и реальный результат", — заключил еще один застройщик.
Город не строит инфраструктуру в достаточном объеме, и это бремя ложится на застройщиков. Причем чем дальше, тем больше. Застройщики идут на это, поскольку понимают, что жилье без школ и детских садов не будет комфортным для жизни и не будет пользоваться спросом. Но по большому счету город должен сам строить объекты инфраструктуры на государственные средства, в том числе и на те, которые застройщик платит в бюджет города в виде налогов. То есть прямая обязанность застройщика — платить налоги, а не строить такие объекты.
Эдуард Тиктинский
президент Группы RBI
Правительство города в последнее время требует активно задействовать технологии информационного моделирования при выполнении проектов по госзаказу. Вероятно, это еще одна мера, которая приведет к повышению качества проектной документации госзаказчика. Ведь проектирование по BIM–технологии позволяет избегать ошибок при получении чертежей и смет. Соответственно, более качественная проектная документация приведет к уменьшению количества ошибок и расторгнутых контрактов.
Максим Шибанов
руководитель отдела маркетинга компании Renga Software
Задача властей — тратить 24 млрд рублей в год на строительство социальных объектов: школ и детсадов. Но где взять эти деньги — вопрос до сих пор открытый. Фонд социальных обязательств застройщиков не создан. И вопрос о его формировании за последние полгода не сильно продвинулся вперед. В этой связи история с активным расторжением госконтрактов мне непонятна. Как в такой ситуации чиновники будут исполнять бюджет и строить инфраструктуру? Или в очередной раз снимут главу комитета по строительству? Но я не уверен, что это реально исправит ситуацию.
Алексей Белоусов
генеральный директор Объединения строителей Петербурга
Изменить к лучшему ситуацию в системе госзаказа могло бы страхование ответственности подрядчиков. Более того, госзаказчик должен быть в этом заинтересован, потому что это даст ему возможность обезопасить себя от большинства рисков. Сейчас есть примеры, когда страхование включается в требования конкурсной документации. Правда, их совсем немного — не более 3% от общего числа госконтрактов. Чтобы инструмент заработал, нужна определенная законодательная база. Но к теме пока нет интереса со стороны власти.
Станислав Паулаускас
исполнительный директор Санкт–Петербургского филиала САО "ВСК"