Как и прогнозировал "ДП", "Группа ЛСР" экс-сенатора Андрея Молчанова продала Гатчинский ДСК. Актив купила столичная компания "ТОРОС", которая активно сотрудничает с корпорацией "Ростех". Эксперты оценивают сделку в 1,2 млрд рублей. Завтра на предприятие выходит новый гендиректор Владимир Зубков, который до этого возглавлял компанию "Цементный двор" в Набережных Челнах.
О том, что "Группа ЛСР" экс-сенатора Андрея Молчанова (№18 в Рейтинге миллиардеров "ДП" за 2017 год с результатом 54,8 млрд рублей) готовит Гатчинский ДСК к продаже структурам, связанным с корпорацией "Ростех", "ДП" сообщал две недели назад. Сегодня пресс-служба "Группы ЛСР" официально подтвердила закрытие сделки.
Покупателем 100% долей Гатчинского ДСК выступило АО "Тушинское объединение по ремонту, отделке и строительству" (ТОРОС). Сумму сделки стороны не раскрывают. Но ранее в беседе с "ДП" эксперты оценивали ее в 1,2-2 млрд рублей.
В "Группе ЛСР" продажу Гатчинского ДСК назвали очередным шагом в реализации стратегии по оптимизации активов и фокусированию на основной и наиболее высокодоходной деятельности — девелопменте жилой недвижимости. Напомним, что в рамках этой стратегии "Группа ЛСР" неделю назад продала столичной ФСК "Лидер" предприятие "ЛСР. Строительство-М", производящее железобетонные изделия и выполняющее работы по проектированию и строительству жилых и социальных объектов в столичном регионе.
"Наша стратегия, разумеется, не предполагает полного отказа от бизнеса по производству стройматериалов. Но она заставляет оптимизировать эти активы. С продажей Гатчинского ДСК активную фазу оптимизации можно считать завершенной", — заявил сегодня заместитель генерального директора "Группы ЛСР" Василий Кострица.
Подрядчик "Ростеха"
Новый собственник Гатчинского ДСК — активный игрок столичного строительного рынка и подрядчик "Ростеха". На сайте компании говорится, что она была основана в 1990 году на базе ремонтно-строительного управления Тушинского производственного ремонтно-эксплуатационного объединения и занимается строительством и модернизацией зданий. За свою историю предприятие реализовало более 60 строительных проектов, в том числе за последние 8 лет ввело в эксплуатацию более 100 тыс. м2 недвижимости.
Выручка компании в 2017 году, согласно отчетности, составила 2,7 млрд рублей (прибыль — 541 млн рублей), против 1,35 млрд рублей (прибыль — 499 млн рублей) годом ранее. И за последние несколько лет ТОРОС получил от структур "Ростеха" — Государственного рязанского приборного завода и Уфимского приборостроительного производственного объединения — госконтракты на сумму более 6,2 млрд рублей. В том числе самый крупный (почти на 3 млрд рублей) в 2016 году.
ТОРОС на 100% принадлежит бизнесмену Дмитрию Матвеенко, который также владеет 25% НПФ СКТ (производит наземные тренажеры для летного состава и их частей), а также 75% строительной компании "Принцип-Москва". Лично связаться с новым собственником Гатчинского ДСК не удалось. Но в компании готовят ответы на вопросы "ДП" о причинах покупки актива и его дальнейшей судьбе. Мы их обязательно опубликуем).
Все дело в ПАГах
В сделку, по данным источников "ДП", вошел весь ассортимент предприятия: сваи, лестничные пролеты, лифтовые шахты, стеновые панели и др. Но главной целью покупки стало производство плит для строительства аэродромов в северных широтах. "ГДСК выпускает 50 тыс. плит аэродромных гладких (ПАГ) в год и является одним из ведущих предприятий не только региона, но отрасли по этому виду продукции. Этот вид продукции максимально интересен новому собственнику", — сообщил источник, знакомый с ситуацией.
Завод в Гатчине уже несколько лет является поставщиком аэродромных плит для нужд Минобороны РФ. Плиты выпускаются на импортном оборудовании и проходят жесткий контроль со стороны военной приемки. ПАГ используются не только для покрытия аэродромов, их применяют для обустройства временных дорог на стройках, для строительства складских площадок и терминалов для тяжелой техники, в портах. "Уход "Группы ЛСР" с регионального рынка ПАГ снизит уровень конкуренции в сегменте", — уверен эксперт Ильдар Кутыев.
Беспокоит участников рынка и перспектива массовых сокращений на заводе в Гатчине. Сейчас там работают около 500 человек, возможно, часть из них сократят. "Завтра на работу выходит новый гендиректор Владимир Зубков, который до этого возглавлял ООО "Цементный двор" в Набережных Челнах. Что будет с рядовым персоналом, пока не ясно. Была информация, что часть сотрудников переведут на другие предприятия "Группы ЛСР". Посмотрим", — сообщили источники "ДП".
Один из трех
Напомним, что Гатчинский ДСК — это одна из трех производственных площадок "Группы ЛСР". В 2002 году группа приобрела производственное объединение "Баррикада". В 2013 году ПО "Баррикада" было переименовано в ОАО "ЛСР. Железобетон — Северо-Запад". В развитие объединения собственник совокупно вложил более 7 млрд рублей. Общая производственная мощность трех входящих в объединение площадок — 570 тыс. м3 в год, из которых более 300 тыс. м3 производит площадка в Гатчине. Ассортимент достигает 5 тыс. наименований.
"В сделку с ТОРОС вошел только Гатчинский ДСК. Две другие площадки — ДСК "Блок" на Парнасе, который производит панели для строительства жилья, и производство в Рыбацком — остаются в собственности "Группы ЛСР", — уточнили в пресс-службе компании.
ЖБИ в кризисе
В городе и области около 90 предприятий выпускают ЖБИ, но многие из них небольшие. Рынок товарных ЖБИ в 2017 году составлял около 720 тыс. м3, а рынок полносборного железобетона (крупнопанельное домостроение для домов под ключ) — около 1,5 млн м2. В деньгах эксперты оценивают этот сегмент в 8,4-9,1 млрд рублей.
"Отрасль переживает последствия кризиса 2015-2016 годов, когда объемы и рентабельность рынка резко упали. Интерес к инвестициям в производство возможен только при росте цен на изделия ЖБИ на 30%. А к настоящему времени это произошло частично только в сегменте железобетонных свай: здесь цены выросли на 25% (с 8 тыс. до 10 тыс. рублей за 1 м3). Медленное восстановление рынка чревато закрытием заводов", — говорят эксперты "ФиннПанель".
"Рынок ЖБИ ждет длительный период стагнации. В этом году возможен как рост, так и спад на 1-2%", — заключил Александр Дубодел из Агентства исследования рынков.