Областные производители молока прогнозируют падение объемов производства и банкротства в отрасли из–за снижения закупочных цен на сырье.
Молочные хозяйства Ленобласти бьют тревогу из–за продолжающегося снижения закупочных цен на молоко. Чтобы предотвратить многочисленные банкротства, бизнесмены обратились за помощью в правительство Ленобласти.
Затяжное и резкое падение
По данным производителей, с конца прошлого года завод "Галактика" снизил стоимость закупки 1 л молока сначала на 0,5 рубля, потом еще на 0,9 рубля, Pepsico снизил цены в общей сложности на 2 рубля за литр, Danone — на 1 рубль. По данным комитета по АПК, средняя цена на сырое молоко еще в январе была 28 рублей за литр, а сейчас составляет 25,9 рубля за литр. При этом себестоимость производства может варьироваться от 23–25 рублей за литр. Предстоит еще снижение как минимум на 2 рубля, говорят производители. Уже сейчас они недополучили почти 350 млн рублей и недополучат минимум еще столько же.
Обычно снижение цен начинается с апреля, поскольку лето считается высоким сезоном, когда увеличиваются надои. Но в этом году производители заговорили о проблеме еще в начале года. В письме в правительство региона производители молока отмечают, что последние 3 года цены держались на одном уровне, хотя дорожали корма, топливо, электроэнергия, запчасти, техника и т. д. Фактически производители обвинили своих контрагентов в ценовом сговоре. По их мнению, переработчики пытаются переложить свои маркетинговые, технологические и логистические риски, включая затоваривание складов из–за конкуренции со стороны белорусских поставщиков, на производителей сырья, "объединяясь и проводя работу по снижению стоимости закупки".
"На развитие производства или сохранение показателей у предприятий практически нет финансовых ресурсов", — отмечают в письме. Результатом станет сокращение объемов производства, уход с рынка небольших игроков, сокращение поголовья.
Производители просят организовать проверки для выявления недобросовестных переработчиков, ужесточить ответственность за нарушение техрегламента в части маркировки и указания информации о составе. Также они предлагают поставлять областное молоко в дошкольные и школьные учреждения: сейчас, по их данным, поставки идут из Москвы и Подмосковья, Омска, Пятигорска. Также необходимо упорядочить процесс установки цен на закупку сырья, а также предоставить дополнительные дотации, чтобы "компенсировать финансовые потери из–за низкой стоимости закупаемого сырья".
Призраки банкротства
Глава областного УФАС Александр Плетешков заявил, что проверить закупочные цены на сырое молоко возможно после официальной жалобы производителей. Интересно, что ФАС в феврале этого года уже проводило проверку цен на сырое молоко в Татарстане. Там было возбуждено антимонопольное дело в отношении 10 крупнейших компаний, которые занимались скупкой сырого молока у производителей. По мнению ведомства, трейдеры действительно искусственно снижали закупочные цены на продукцию.
Заместитель председателя правительства Ленобласти по АПК Олег Малащенко отметил, что производителям молока уже выделена поддержка в размере 1,4 млрд рублей на год вперед, чтобы уравновесить ситуацию. "Будем решать эти вопросы. Схожая ситуация сложилась с мясом птицы и яйцом, которого у нас в переизбытке, а потому цена падает. Но там вопрос решают за счет экспорта и глубокой переработки", — говорит он. Если вопрос не решить сейчас, то при дальнейшем снижении цен уже в этом году нас ждут банкротства предприятий и снижение объемов производства молока, уверен Виктор Санец, советник гендиректора РАПТИ.
Рентабельность производства молока составляет с учетом субсидий до 10–15%, без них рентабельность равна нулю. Хозяйства Ленобласти в 2017 году произвели 632 тыс. тонн молока, что на 17 тыс. тонн больше, чем в 2016–м, к 2020 году объемы планируется нарастить до 660 тыс. тонн. Только в 2018 году в модернизацию молочных производств заявлено инвестиций на 5 млрд рублей.
В таких условиях эти планы вряд ли будут реализованы.
Заложники рынка
Президент концерна "Детскосельский" Юрий Брагинец говорит, что его предприятия эта ситуация не коснется, так как они заключили долгосрочные контракты на поставку сырья с Danone. "Но это комплексный вопрос, который надо решить на уровне государства. Покупательная способность не растет, спрос падает. Цены вынуждены снижать все, кроме торговых предприятий. Переработчики такие же заложники, как и мы", — считает он.
Действительно, по данным Nielsen, в 2017 году продажи молочной продукции упали на 4% в натуральном выражении, в денежном выросли на 5,2%, а удорожание составило 9,2%.
В 2017 году потребление молочной продукции составило 233,4 кг в год на человека, что меньше показателя 2016 года на 5,6 кг при норме 325 кг, по данным Минсельхоза.
Председатель правления ГК "Галактика" Дмитрий Пинчуков говорит, что закупочные цены на молоко будут снижаться и дальше.
"Последние годы они росли: на 30% с 2014 по 2016–2017 годы. Переработчики тоже находятся в сложной ситуации, поскольку цены на готовую продукцию снижаются, падает спрос. Мы стараемся снизить себестоимость продукции, не используя сухое молоко, а за счет снижения стоимости сырья", — поясняет он.
"Мы не снижаем закупочные цены, поскольку понимаем, что хозяйства будут работать без прибыли", — заявил коммерческий директор Пискаревского молзавода (владеет своими хозяйствами) Георгий Житмарев.