Генеральный директор Leroy Merlin Венсан Жанти отказывается комментировать переговоры с Kesko. Эксперты оценивают возможную сумму сделки в 4 млрд рублей.
00:0114 февраля 201800:01
34826просмотров
00:0114 февраля 2018
Финская корпорация Kesko продает свой последний актив в России — сеть "К–раута" — французской компании "Леруа Мерлен". Переговоры компаний близки к завершению.
Как стало известно "ДП", лидер российского DIY–рынка французская "Леруа Мерлен" ведет переговоры о покупке сети магазинов товаров для ремонта "К–раута", последнего актива финской корпорации Kesko в России. В официальном сообщении Kesko подтверждает, что ведет переговоры с компанией Leroy Merlin о передаче ей большинства своих строительных магазинов в России. "Пока нет результатов. Если переговоры приведут к подписанию соглашения, об этом будет объявлено отдельно. Если нет, Kesko продолжит свои строительные и домашние торговые операции в России по–прежнему", — говорится в сообщении.
Если сделка состоится, для французского ретейлера это будет первая сделка по поглощению в России — до этого "Леруа Мерлен" расширялась органически.
Пока не договорились
О том, что "Леруа Мерлен" и Kesko близки к подписанию сделки, участники рынка стали говорить на прошлой неделе. Об этом "ДП" сообщили сразу три источника, однако обе сети предпочли опровергнуть факт ведения переговоров. "Компания "Леруа Мерлен" не заключала сделок о покупке компании "К–раута", — заявил неделю назад Венсан Жанти, гендиректор "Leroy Merlin Россия".
По информации одного из участников рынка, знакомого с ходом переговоров, обсуждается продажа всего бизнеса "К–рауты", который включает восемь магазинов в Петербурге, три в Москве и по одному в Туле, Ярославле и Калуге, однако есть опасения, что объединенная сеть в Петербурге превысит допустимый предел присутствия на рынке. В ФАС России ходатайство о покупке розничного бизнеса Kesko пока тоже не поступало, сообщили в пресс–службе ФАС России.
Однако участники рынка, похоже, не сомневаются, что переговоры компаний близки к завершению. По словам одного из собеседников "ДП", уже идет работа над подготовкой проекта перепланировки гипермаркетов "К–раута" в магазины "Леруа Мерлен".
Генеральный директор "Терра Инкогнита" Сергей Федоров сумму сделки с учетом недвижимости оценивает в 4 млрд рублей, поясняя, что такая оценка активов связана с низкими финансовыми показателями компании.
По данным СПАРК, в 2015 году оборот ООО "К–раута Рус" вырос на 1,1%, до 13,6 млрд рублей, а чистый убыток составил 492 млн рублей, в 2016 году оборот прибавил 1,7%, до 13,8 млрд рублей, убыток вырос до 817 рублей. Глава одной из конкурирующих сетей говорит, что при таких финансовых показателях покупать "К–рауту" как бизнес не имеет смысла, можно говорить только о продаже недвижимости, а ее балансовая стоимость — чуть меньше 5 млрд рублей.
Другие эксперты считают, что Kesko может претендовать на сумму 13 млрд рублей — один годовой оборот сети.
Не осталось ничего
"Леруа Мерлен" развивается на российском рынке гораздо активнее других игроков. По данным СПАРК, выручка ООО "Леруа Мерлен Восток" в 2016 году составила 188,3 млрд рублей. Под управлением компании находится 75 гипермаркетов в 39 городах России. В случае успешной продажи "К–рауты" у финской корпорации Kesko не остается активов в России. В конце 2016 года компания продала продуктовую сеть "К–руока" петербургской "Ленте", еще раньше сеть спортивных магазинов Intersport — группе частных инвесторов. Сумма сделки с "Лентой" составила 11,4 млрд рублей, что в 2 раза меньше, чем финны вложили в развитие "К–рауты". О том, что сеть "К–раута" может покинуть рынок, "ДП" писал еще в мае прошлого года. Тогда в числе претендентов на покупку сети были не только "Леруа Мерлен", но и УК "Старт" (сети "Домовой", "Старт"). Косвенно такие планы подтверждали и действия Kesko. Она ликвидировала свои российские компании, которые занимались строительством и продажей нежилых зданий. Их реорганизация началась в 2016 году и закончилась в апреле прошлого года.
Игроки рынка говорят, что вопрос о продаже последнего актива в России стал актуален для Kesko после избавления от "К–руоки". В ситуации растущего давления со стороны "Петровича" и Leroy Merlin проявился главный недостаток модели "К–рауты" — это особенности менталитета финского менеджмента, из–за которых компании, вероятно, сложно реагировать на быстрые перемены. Однако в компании неоднократно подчеркивали, что развитие на российском рынке продолжается по плану.
Главное — продержаться
Последние несколько лет выдались крайне тяжелыми для рынка DIY: из–за повышения цен на импортные товары и падения покупательной способности объем рынка сокращается. Так, в 2014 году он упал на 17%, до 109 млрд рублей, в 2015 году — на 8%, до 100 млрд рублей, а в 2016–м, по данным Infoline, в сократился на 9,5%, до 90 млрд рублей.
Сейчас в Петербурге лидирует "Максидом", за ним следуют OBI, "К–раута" и "Леруа Мерлен". По оценке INFOLine, покупка французской сетью финского конкурента позволит "Леруа Мерлен" вырваться вперед и поделить первое место рейтинга с "Максидомом". Расти большинству лидеров удается за счет усиления онлайн–продаж. Оборот компании "Максидом" с учетом результатов новых магазинов в Петербурге (открылся в декабре 2016 года) и в Уфе (начал работу в июне 2017 года) по итогам 2017 года составил 20,9 млрд рублей, что на 10,5% больше показателя 2016 года, говорит член совета директоров сети магазинов "Максидом" Мария Евневич. Драйверами роста она считает цифровые технологии, от интернет–торговли до crm–систем для офлайна. Оборот интернет–продаж СТД "Петрович" по итогам 2017 года составил 13 млрд рублей, что на 36% больше показателей прошлого года. Через интернет–ресурсы компании в 2017 году было оформлено более 1 млн заказов. Их доля в розничном канале превысила 38%. Общий объем продаж СТД "Петрович" раскроет в апреле, но, как сообщалось ранее, ожидаемый прирост в 2017 году — 19%, до 37,3 млрд рублей. Оборот СТД "Петрович" в 2016 году составлял 31,3 млрд рублей. Сеть гипермаркетов мебели и товаров для дома Hoff сообщала о росте выручки в 2017 году на 43,4%, до 26,2 млрд рублей. Доля онлайн–продаж в общей выручке в результате составила 14%, продажи через Интернет выросли в 1,5 раза, до 3,7 млрд рублей. Продажи сети "Вимос" в прошлом году были на уровне 2016 года и составили около 10 млрд рублей, говорит президент ТД "Вимос" Владимир Гурьев. По его словам, сохранить продажи удалось за счет обновления торговых баз и открытия четырех новых: в Колпино, Грудино, Тихвине и Бокситогорске. Интернет–магазин приносит компании примерно 5% от продаж, он рос в 2017 году на 30%. В обновление "Вимос" инвестировал 730 млн рублей, в этом году на реконструкцию будет направлена примерно такая же сумма.
“
У "К–рауты" не было внятной концепции, позиционирования, которое у ее конкурентов как раз есть. Была проблема в финском неповоротливом менеджменте, в то время как российская команда делала все что могла. Я думаю, сделка состоится. Она, конечно, нужна больше "К–рауте", чем "Леруа Мерлен". Для первой это возможность наконец избавиться от бизнеса в России. Для второй — сэкономить год времени, не тратить его на поиск земли и получить готовые объекты. Рынок ждут колоссальные перемены — практически все игроки вымрут, останется только "Леруа Мерлен".
Алексей Федоров
Управляющий Партнер "220 Вольт"
“
Рынок Петербурга самый насыщенный в стране по количеству DIY–площадей на душу населения, плотность в 2 раза выше московской. Открывать новые магазины уже затруднительно: нет хороших участков, да и покупательная способность населения последние годы не растет. Рынок насыщен, и покупка действующей сети — наиболее логичный способ расширения. Единственное — магазины "К–раута" не вполне соответствуют формату "Леруа Мерлен". В любом случае мы желаем коллегам удачи.
Мария Евневич
член совета директоров "Максидома"
“
В этой сделке выиграют обе стороны. Kesko последние годы методично избавлялась от бизнеса в России, они испытывали трудности из–за падения покупательной способности. А "Леруа Мерлен" получит рынок, который давно хотела занять, без проблем с каннибализацией трафика в магазинах. В Петербург компания зашла довольно поздно, когда все хорошие локации были заняты, к тому же местные потребители лояльны к петербургским брендам "Максидом", "Петрович". Нас ждет интересная конкуренция, особенно сильно расширение "Леруа Мерлен" ударит по международным сетям.
Иван Федяков
гендиректор INFOLine
“
Я думаю, стоимость бизнеса "К–рауты", включая недвижимость, составляет 4–4,5 млрд рублей, потому что компании из этой отрасли сейчас не стоят дорого, слишком сложная конкурентная обстановка на рынке. Причина продажи остатков бизнеса Kesko в том, что компании так и не удалось занять сильные позиции: она слишком сфокусировалась на Петербурге, а когда наконец вышла в регионы, время было упущено. Не думаю, что в этом решении есть политика, держать сеть было экономически неоправданно.
Николай Габышев
управляющий партнер инвесткомпании Peregrine Capital