Триллион на дороги: на чем можно заработать в Петербурге

"Деловой Петербург" разобрался, за какие проекты из только что обновленной госпрограммы стоимостью почти 1 трлн рублей будут соперничать подрядчики. Чиновникам будет трудно найти эти деньги, но еще труднее будет потратить.

В самом конце 2017 года губернатор Петербурга Георгий Полтавченко подписал обновленную государственную программу "Развитие транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга", рассчитанную до 2022 года.
Стоимость программы — 925 млрд рублей. Треть от этой суммы предназначается на строительство и ремонт дорог, остальное пойдет на содержание проезжей части, функционирование городского транспорта, безопасность и на управление транспортом.
За 5 лет планируется ввести в эксплуатацию 121 км дороги, уменьшить количество плохих дорог с 36% до 12% и построить еще 20 км метро. Много это или мало — вопрос спорный. Участникам рынка и горожанам хотелось бы куда больше новых дорог и особенно новых станций метро. Но время сейчас такое, что хорошо бы построить хотя бы запланированное.
В любом случае, деньги в обновленной программе заложены не маленькие. В 2018 году госпрограмма предполагает финансирование в размере 146 млрд рублей, из которых 104 млрд — деньги из городского бюджета. Кстати, в бюджете на реализацию программы заложено лишь 25,9 млрд рублей. Деньги чиновникам придется искать. Но это еще полдела. Опыт предыдущих крупных дорожных проектов говорит о том, что и потратить то, что есть, будет нелегко. Контролировать постоянно балансирующих на грани банкротства строителей не так уж просто. Начать, пожалуй, стоит с нормально подготовленных проектов, которые не будут, как прежде, вызывать массу вопросов у подрядчиков и приводить к бесконечным спорам в судах и в ФАС. Качественный проект — большая редкость. Как правило, почти все они до сих пор корректировались по ходу строительства, причем порой весьма существенно увеличивая смету и едва ли не разоряя строителей.
"ДП" проанализировал крупнейшие объекты из обновленной программы, а также вспомнил, какие стройки из предыдущих программ принесли горожанам и подрядчикам наибольшую выгоду, а от каких пришлось отказаться.

Топ-5 контрактов 2018 года (еще не начаты)
1) "Клад" на 8 млрд рублей на пересечении Московского шоссе и Дунайского проспекта
Согласно госпрограмме, крупнейший наземный проект этого года — транспортная развязка на пересечении Московского шоссе и Дунайского проспекта стоимостью 7,9 млрд рублей. Проект этой развязки Дирекция транспортного строительства (ДТС) заказала еще в 2008 году у компании ОАО "Ленгипротранс" за 39 млн рублей. В 2013 году детали проекта всплыли в материале у "Фонтанки". Это было первым и последним публичным упоминанием транспортной развязки на пересечении Московского шоссе и Дунайского проспекта. Теперь она официально внесена в госпрограмму, но никаких деталей по проекту все еще нет. В комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) рассказали, что сейчас есть более приоритетные объекты, чем этот перекресток, потому что ситуация на нем не критичная. Никаких конкретных сроков в ведомстве не обозначили, сославшись на то, что ситуация в дорожной отрасли меняется очень интенсивно, и ведомству приходится подстраиваться под существующие реалии, временами жертвуя долгосрочными проектами.
2) 3,8 млрд на окраинах Петербурга
10 января 2018 года закончился первый этап общественного обсуждения по госзаказу на 3,8 млрд рублей на реконструкцию Лиговского путепровровода на участке автодороги М-11 "Нарва" от станции Лигово до Красного Села. Очень вероятно, что этот госконтракт пополнит портфолио компании "Пилон", которая сейчас в этом районе реконструирует Гореловский путепровод за 890 млн рублей. "Пилон" отказался от комментариев.
3) Двойная прибыль на Лахте
До 20 марта 2018 года дирекция транспортного строительства разыграет 1,47 млрд рублей на подключение квартала "Лахта-центр" к Приморскому шоссе. Счастливый обладатель контракта будет вести работы до 2020 года.Очень вероятно, что компания, которая выиграет этот контракт, также выиграет и второй аукцион на подключение "Лахты" стоимостью 2,5 млрд.
4) 2 млрд за "Россию"
Проект реконструкции трассы М-10 "Россия" на пересечении с платной автодорогой Москва — Санкт-Петербург предварительно оценивается в 2 млрд рублей. Если верить госпрограмме, то строительство начнется уже в 2018 году, однако пока что нет никакой точной информации о том, когда будет проведен аукцион и на какую именно сумму. В КРТИ рассказали, что конкурсное проектирование М-10 разыграют в первом полугодии, чтобы подрядчик успел освоить средства.
5) Миллиард на проспекте Ветеранов
До 30 марта ДТС проведет аукцион на строительство продолжения проспекта Ветеранов от улицы Пионерстроя до пересечения с проспектом Буденного стоимостью 1 млрд рублей. Его надо достроить к декабрю 2019 года. В ДТС рассказали, что планируют провести закупку в январе.
Топ-5 будущих проектов (с 2019 по 2022 годы)
1) М-49 — 3,7 млрд рублей
Крупнейший проект, который анонсирует госпрограмма "Развитие транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга" — это строительство участка магистрали М-49 от Приморского шоссе до развязки с ЗСД. Эта трасса необходима будущим обитателям "Лахта-центра", чтобы максимально быстро добираться до КАД. Тот, кто возьмется за работы стоимостью 3,69 млрд рублей, должен будет отстроить магистраль и путепроводную развязку с 2019 по 2022 год.
2) Широтной магистрали — широтное финансирование
Совсем немного не хватило проекту строительства южной широтной магистрали, чтобы дотянуть до первого места: в программе запланировано потратить на нее 3,5 млрд рублей с 2019 по 2022 годы. Эта дорога нужна, чтобы снизить транспортную нагрузку на юг города.
Первые победы по этому проекту уже в 2017 году одержала компания "Петербург-Дорсервис", выиграв два контракта общей суммой в 155 млн рублей на подготовку документации по планировке территории и проведение инженерных изысканий. Все работы нужно выполнить до 8 ноября 2019 года.
3) Мостик от 2 млрд к 12 млрд рублей
Проектировка одного из самых грандиозных проектов — нового моста через Неву в створе Большого Смоленского проспекта и улицы Коллонтай была завершена еще в феврале 2015 года.
Изначально его строительство было приурочено к ЧМ-2018. Но руководивший тогда отраслью вице-губернатор Марат Оганесян, ныне пребывающий в СИЗО, заявил: "Реализация начнется, если позволит экономическая ситуация и будут определены приемлемые для города механизмы финансирования". Экономическая ситуация не позволила.
Согласно обновленной программе, строительство моста запланировано теперь на 2021-2022 годы. На него отводится 2,3 млрд рублей. По утвержденному тогда проекту разводного моста его общая стоимость должна была бы составить около 12 млрд рублей, однако в КРТИ сообщили, что будут заказывать новый проект.
В ведомстве сослались на то, что с момента проведения конкурса в районе стало больше жилой застройки, и теперь здесь невозможно построить высоководный разводной мост.
4) 2,3 млрд по дороге в Колпино
С 2020 по 2022 год планируется реконструировать Колпинское шоссе между трассой М-10 и Промышленной улицей за 2,3 млрд рублей. Пока что чиновники никак отдельно не анонсировали этот проект, а информация о нем есть только в госпрограмме.
В комитете по развитию транспортной инфраструктуры рассказали, что сейчас специалисты ведомства работают над проектом трассы: двухполосную магистраль, которая фактически является единственной дорогой из Славянки, где живет 70 тыс. человек, планируют расширить до четырех полос.
5) На улицах Купчино найдутся 2 млрд рублей
Закрывает топ-5 самых крупных будущих контрактов строительство улицы Димитрова на участке от Белградской улицы до улицы Орджоникидзе вместе с развязкой и путепроводом. Этот очень нужный Купчино проект соединит Московский и Фрунзенский районы и сильно разгрузит проспекты Славы и Дунайский. На данный момент проект стоимостью 2,1 млрд рублей рассчитан с 2020 по 2022 год.
Текущие проекты, топ-5 самых дорогих в госпрограмме
1) Золотые пещеры метрополитена
Традиционно самые дорогие контракты в сфере транспортного строительства связаны с метро. На сегодняшний день четыре проекта по работам в подземке принесут компании "Метрострой" 76 млрд рублей. За проектирование и строительство станций "Путиловской", "Казаковской" и прохода между ними по новой Красносельско-Калининской линии компания получит 43,6 млрд рублей. Закончить с этими двумя станциями компания должна к концу 2022 года. Сейчас на этой линии ведется строительство временных объектов и прокладка шахт.
20,2 млрд рублей "Метрострой" получит за строительство первого пускового комплекса от "Спасской" до "Большого проспекта". Согласно контракту, работы должны были бы завершиться в 2019 году, однако в госпрограмме финансирование объекта предполагается до 2020 года. Возможно, это связано с недавним скандалом, который разгорелся вокруг "СМУ – 11 Метрострой", задействованной в строительстве по договору подряда. В компании информацию о дополнительном финансировании никак не прокомментировали. Петербургские следователи обвиняют генерального директора компании Андрея Морозова в уклонении от уплаты налогов. Несмотря на домашний арест, ему разрешили посещать совещания в компании.
Есть и другая интересная деталь по этому проекту: в интервью для "ДП" генеральный директор "Метростроя" Николай Александров рассказал, что станция "Театральная", скорее всего, не будет открыта даже после окончания строительства, потому что госконтракт не включал работы по созданию выхода на поверхность.
Еще 12 млрд рублей "Метрострой" получит за контракты достройку трех станций Фрунзенского радиуса. "Проспект Славы", "Дунайский проспект" и "Шушары", скорее всего, начнут работать в декабре 2018 года. По состоянию на 15 января 2018 года освоено 95% стоимости контракта.
В КРТИ рассказали, что положительно оценивают работу метростроителей, которые зачастую готовы были бы сдать объект даже раньше срока. Проблема в том, что финансирование идет строго в соответствии с контрактом, потому и "Метрострой" не может заканчивать станции раньше официальных сроков.
2) Крестовый поход на контракт в 4 млрд
Неплохо заработать на строительстве улицы Оборонной от Заводского проспекта до Лагерного шоссе должна компания "АБЗ – Дорстрой", которая в декабре 2016 года выиграла госконтракт на 3,9 млрд рублей, несмотря на попытку ФАС аннулировать результаты аукциона. Дирекция транспортного строительства сумела через суд заблокировать решение антимонопольной службы.
По условиям контракта закончить строительство дороги в сторону Крестов-2 ЗАО "АБЗ — Дорстрой" должно к концу 2019 года, однако в госпрограмме предусмотрены 1,2 млрд рублей на 2020 год.

"Для завершения работ по строительству объекта в 2019 году мы планируем увеличить лимиты финансирования объекта на 2018 и 2019 годы с перераспределением средств в рамках адресной инвестиционной программы. Кроме того, мы  планируем запросить федеральное софинансирование. Соответствующее письмо готовится для направления в Министерство транспорта", — рассказали в пресс-службе КРТИ.
3) Миллиарды на периферии Красного села
На строительстве обхода Красного села зарабатывает также компания "АБЗ — Дорстрой". Госконтракт на 3,1 млрд рублей она выиграла еще в 2015 году. По первоначальной версии соглашения подрядчик должен был закончить в октябре 2018 года, однако сроки сдвинулись на декабрь 2019 года. В компании это объяснили переносом лимитов бюджетного финансирования.
4) Дважды в одну реку за 2,7 млрд рублей
Проект по окончанию строительства Софийской улицы в сторону Колпино с выходом на "Металлострой" принесет компании "Буер" 2,7 млрд рублей. Это вторая попытка "Буера" соединить Петербург с автодорогой на Колпино: еще в 2011 году компания выиграла контракт на достройку Софийской улицы стоимостью 1,7 млрд рублей.
Работы должны были закончиться в июне 2015 года, но к этому моменту компания успела освоить лишь 63% стоимости контракта. Через месяц после просрочки контракт с компаний был расторгнут, но в феврале и марте 2016 года город заключил уже два соглашения с "Буером" стоимостью 2,7 млрд рублей —других желающих заканчивать строительство попросту не нашлось. Помимо двух новых заказов по старому проекту город также заключил соглашение о строительстве нового участка дороги. Подрядчик должен все закончить до декабря 2018 года. В "Буере" категорически отказались от комментариев.
По состоянию на сегодняшний день общая строительная готовность объекта составляет около 65%. Работы по строительству объекта выполняются в соответствии с графиком. Эта дорога позволит улучшить транспортную доступность промышленных предприятий, находящихся в промзоне Металлостроя, а также развить существующую улично-дорожную сеть Колпинского района.
5) Пара колпинских миллиардов
Контракт стоимостью 2,3 млрд рублей на строительство Финляндской улицы от Советского переулка до Софийской улицы сегодня пытается освоить компания "Орион Плюс". Работ ведутся с середины 2016 года, закончить планируется в 2019 году. С осени 2014 года по февраль 2016 года осилить Финляндскую улицу пыталась компания "Стройновация" (входит в группу "Сумма" миллиардера Зиявудина Магомедова), но не уложилась в срок, и контракт на 2 млрд был расторгнут. "Стройиновация" тогда обвинила чиновников в задержках по авансовым платежам, но комитет по развитию транспортной инфраструктуры никаких претензий компании не принял.
Сейчас объект готов на 65%, а в КРТИ отмечают, что строительство идет строго в соответствии с графиком. По состоянию на сегодняшний день общая строительная готовность объекта составляет около 65%. Работы по строительству объекта выполняются в соответствии с графиком.
Топ-5 контрактов, на которых уже заработали
1) Намыв на 2,2 млрд рублей
В октябре 2015 года ООО "Интэкс", входящее в группу "Сумма", завершило намыв земельного участка площадью 16,6 га на Крестовском острове. Проект был реализован в рамках подготовки чемпионата мира по футболу — 2018 и пополнил портфель госзаказов компаний Зиявудина Магомедова на 2,2 млрд рублей.
2) 1,5 млрд за Спортивную
Традиционно в топе самых дорогих госконтрактов не обходится без строительства подземки: за второй вестибюль "Спортивной" компания "Метрострой" получила 1,5 млрд рублей. Долгожданный альтернативный выход со "Спортивной" должен был открыться только в декабре 2015 года, но застройщику удалось закончить раньше, и официальное открытие состоялось на полгода раньше.
3) 1,2 млрд без шума
Без малейших трудностей в 2015 году прошла реконструкция Петербургского шоссе на участке между Пулковским шоссе и Детскосельским бульваром. Компания "Инжтехнология", выигравшая контракт на 1,2 млрд рублей в 2014 году, выполнила госзадание к маю 2015 года.
4) 850 млн рублей за упорство
В 2014 году развернулась настоящая борьба за контракт на 871 млн рублей по реконструкции набережных на Каменном острове. Победить сумела компания "Возрождение", сэкономив бюджету 13 млн рублей рублей. В декабре 2015 года, как и предполагалось контрактом, компания без препятствий сдала работы.
5) 800 млн рублей из промзоны
Контракт на строительство дороги к заводу "Ниссан" в промзоне Каменки за 800 млн рублей выиграла и успешно с небольшой задержкой выполнила компания "Буер". В 2015 году, когда велось строительство объекта, у компании возникли серьезные проблемы с финансами — обязательства по кредитам достигли суммы в 3 млрд рублей. Компанию спас от финансового краха петербургский бизнесмен Юрий Ковальчук. Принадлежащий ему банк "Россия" выкупил большую часть долгов "Буера", что позволило компании закончить строительство. Конечно же, Юрий Ковальчук вмешался не из меценатских соображений. "Россия" выступала гарантом по большинству дорожных контрактов "Буера", и в случае банкротства компании подконтрольный Ковальчуку банк был бы должен выплатить госзаказчику почти 2 млрд рублей.