Транспортная компания "Евросиб" приступает к межеванию и кадастровым работам на территории аэродрома под Гатчиной, который принадлежит Министерству обороны. Затем начнется процесс передачи объектов, необходимых для создания нового аэропорта-лоукостера.
Как пояснили в Управлении по транспорту Ленобласти, в результате межевания на территории аэродрома, расположенного в поселке Сиверский Гатчинского района, будут выделены участки, которые отойдут Минобороны. Остальные участки планируется передать в собственность Ленобласти. Землеустроительные работы займут от 2 до 4 месяцев, их стоимость — около 50 млн рублей. После межевания в этом году начнется непосредственно процесс передачи уже согласованных объектов для создания аэропорта.
В компании "Евросиб" подтвердили, что "землеустроительные работы находятся в подготовительной стадии". Реализацией проекта занимается АО "Аэропорт "Сиверский", которое создано в прошлом году.
"Сиверский" предполагается как аэродром совместного базирования гражданской авиации и вооруженных сил Минобороны, и межевание территории позволит разграничить земельные участки разного целевого назначения", — пояснил заместитель начальника управления по транспорту Ленобласти Михаил Присяжнюк.
Напомним, что на аэродроме совместного базирования размещаются и гражданские, и военные воздушные суда. "Во время "Ч" объекты совместного базирования должны перейти в ведение Минобороны. Дай бог, чтобы оно никогда не наступило", — пояснял в прошлом году Александр Дрозденко. В России есть примеры аэропортов совместного базирования: это Пулково в Петербурге, аэропорты в Симферополе, Казани, Волгограде, Архангельске.
Дорогой проект
Общий объем инвестиций в создание аэропорта в Сиверском на 700 га составит 17 млрд рублей. В том числе в первый этап, предполагающий строительство грузового хаба, будет вложено около 5 млрд рублей. Затем в новом аэропорту будет развиваться и пассажирская авиация.
В рамках реализации проекта инвестор намерен реконструировать дороги, связывающие территорию аэропорта с Киевским шоссе, а также построить подъездные железнодорожные пути от действующей железнодорожной станции Сиверская до пассажирского терминала (2,5 км). Первую очередь предполагается построить к 2021 году.
Некоторые участники рынка говорят о том, что готовы сотрудничать с новым лоукостером. "Если новый аэропорт предложит тарифы ниже, чем в Пулково, мы будем рады с ним работать, причем не только мы", — говорит заместитель гендиректора ООО "Авиастар Петербург" (грузовые и пассажирские перевозки) Александр Небоженко. В пресс-службе единственного российского лоукостера, авиакомпании "Победа", на вопрос о сотрудничестве с новым аэропортом ответили, что компания "рассматривает для развития сети различные направления".
Два лоукостера
Одновременно над созданием площадки для лоукостеров работают и в Пулково. Оператор петербургского аэропорта, "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС) планирует взять в аренду у городских структур терминал Пулково-2. Здесь планируется организация временного терминала на период чемпионата мира по футболу. Что касается пропускной способности Пулково-1, то она уже на пределе, и аэропорту требуется строительство нового перрона. Денег на которое нет, поскольку средства единственного городского аэропорта зависли в банке "Пересвет".
"ВВСС также рассматривает возможность использования создаваемой к чемпионату инфраструктуры в будущем. Сейчас проект находится на стадии обсуждения. Мы ведем консультации и переговоры с администрацией Петербурга об условиях аренды", — отметили в пресс-службе ВВСС.
Эксперты отрасли говорят о том, что сейчас ситуация для реализации новых проектов благоприятна. "Авиаперевозки динамично растут: за прошлый год пассажиропоток превысил 100 млн человек, это на 15% выше, чем в 2016 году, и это больше, чем в докризисный 2014 год", — комментирует Борис Рыбак, глава консалтинговой компании Infomost. "В таких условиях, возможно, появление недорогого аэропорта под Петербургом будет оправдано", — заключает он.
Глава аналитического отдела агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев не так оптимистичен. "Несмотря на подъем на рынке авиаперевозок, момент для создания второго аэропорта под Петербургом еще не настал. Ведь Пулково в ближайшие годы не исчерпает свой пропускной потенциал и справится с пассажиропотоком в городе", — считает он.
Между тем в Пулково пассажиропоток за прошлый год превысил 16 млн человек, что на 21,6% больше, чем в 2016 году. На внутренних рейсах услугами аэропорта воспользовалось почти 10 млн человек (рост — 17,4%), на международных воздушных линиях пассажиропоток вырос на 29%, до 6 млн человек, отметили в ВВСС. В настоящее время максимальная пропускная способность терминала Пулково, реконструированного за счет ВВСС, составляет 18 млн человек в год. Инвестор планирует дальнейшее расширение аэропорта; ранее озвучивалась мощность до 25 млн человек в год. Сейчас цифры корректируются.