Полоса невезения. Из–за проблем в банке "Пересвет" АО "Аэропорт Пулково" может сорвать сроки реконструкции перрона

Автор фото: Trend/Павел Долганов

Смольнинское АО "Аэропорт Пулково" потеряло в банке "Пересвет" почти все сбережения. Теперь аэропорту может не хватить средств на реконструкцию перрона, необходимого для обслуживания рекордного пассажиропотока, а также на меры по расширению маршрутной сети.

Аэропорт Пулково 2017 год завершил абсолютным рекордом — обслужил свыше 16,1 млн пассажиров, вплотную приблизившись к проектной пропускной способности, достигнутой после реконструкции аэропортового комплекса, — 17 млн пассажиров в год. Чтобы продолжить наращивать пассажиропоток, аэропорту нужно реконструировать инфраструктурные объекты, увеличить объемы субсидирования авиаперевозчиков, которые запускают новые рейсы из Петербурга. Все это финансируется из средств городского АО "Аэропорт Пулково" (владеет имуществом аэропорта), которое с 2013 года получает роялти (11,5%) от концессионера ООО "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС, управляет петербургским аэропортом).
Но вот беда: АО "Аэропорт Пулково", по словам собеседников "ДП", по инициативе Смольного размещало полученные от ВВСС средства в банке "Пересвет", который до санации, начавшейся в конце 2016 года, контролировали лица, связанные с Русской православной церковью. Теперь, возможно, под угрозой срыва оказалась дорогостоящая реконструкция перрона № 3. "А о расширении мотивационной программы, чтобы субсидировать запуск новых рейсов, подозреваю, даже речь не идет", — сокрушается собеседник "ДП" из Смольного.
Генеральный директор АО "Аэропорт Пулково" Ростислав Чернышев в конце октября 2016–го потребовал у банка "Пересвет" вернуть депозиты компании на 3,8 млрд рублей, писали СМИ. Но Банк России ввел в "Пересвете" временную администрацию и наложил мораторий на удовлетворение требований. Регулятор решил санировать подконтрольную РПЦ кредитную организацию. В начале 2017–го "Пересвет" объявил о реструктуризации долга. В результате АО "Аэропорт Пулково" получило лишь 15% своих средств деньгами, а остальные 85% — облигациями.
В самом АО ситуацию не комментируют, но источники в Смольном и аналитики считают, что можно считать эти средства потерянными. У банка "Пересвет" сейчас в обращении восемь выпусков облигаций на Московской бирже. У этих бумаг крайне низкая ликвидность, они торгуются по 20–30% от номинала и имеют дальние сроки погашения — 2035–2036 годы. "Ожидать денег от реализации данных облигаций аэропортом в ближайшее время не приходится", — говорит аналитик компании "Алор Брокер" Евгений Корюхин. С ним соглашается начальник аналитического отдела ИК ЛМС Дмитрий Кумановский: "Продать такие бумаги очень сложно, у них низкая ликвидность, и их можно реализовать с большим дисконтом, что приведет к ухудшению финансовых результатов компании, а это уже негативно отразится на кредитоспособности. Поэтому компания вряд ли будет продавать облигации. Целесообразнее найти альтернативное финансирование, например взять кредит в банке. Эти средства выведены из оборота, можно сказать, потеряны. А то, что будет в 2035 году, — это отдельная история".

Особый перрон

Все бы ничего, но в 2017 году АО "Аэропорт Пулково" затеяло реконструкцию перрона № 3, потому что дальше ее откладывать уже нельзя. Это особый перрон, он расположен за терминалом Пулково–2. Используется в основном в период проведения в Петербурге крупных мероприятий, например Международного экономического форума, для размещения воздушных судов VIP–персон. Площадь перрона — 239,9 тыс. м2, он включает 35 мест для самолетов.
"Если не реконструировать перрон сейчас, то возникнут проблемы с обслуживанием пассажиров в периоды крупных массовых мероприятий. По этой же причине на период чемпионата мира по футболу ВВСС передается в управление терминал Пулково–2", — говорит источник в Смольном.
Впрочем, авиационные эксперты пока не склонны драматизировать ситуацию.
"С точки зрения пассажиропотока драматических последствий пока не предвидится. Пассажиропоток Пулково растет за счет возобновления чартерных рейсов в Турцию, возвращения зарубежных авиакомпаний. Можно ожидать продолжения роста пассажиропотока за счет открытия Египта, но это преимущественно зимнее направление. Еще в июне–июле пройдет чемпионат мира, что позитивно отразится на пассажиропотоке. Но пиковые нагрузки традиционно приходятся на вторую половину августа. Поэтому я не думаю, что возможен такой драматический рост пассажиропотока, который исчерпает инфраструктурные возможности Пулково", — говорит Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы агентства "АвиаПорт". В ВВСС заявили, что перрон № 3 на данный момент не задействован в текущей операционной деятельности аэропорта, а используется только в период международных мероприятий. "Что касается использования в будущем, пока говорить преждевременно", — добавили в компании.

Денег уже впритык

Перрон, о котором идет речь, не вошел в концессионное соглашение, поэтому Смольному предстоит полностью заменить аэродромное покрытие перрона за собственный счет. Реконструкцию несколько раз переносили, в том числе и из–за финансовых проблем. Первоначально работы хотели начать еще в 2015 году и завершить в 2017–м для приема гостей футбольного Кубка конфедераций. Потом планировали завершить работы к маю 2018–го — к чемпионату мира по футболу. Но тут возникли проблемы с деньгами, да и экономика внесла коррективы в планы: из–за девальвации рубля пассажиропоток Пулково резко сократился.
Теперь же ситуация кардинально изменилась: весь 2017 год пассажиропоток аэропорта энергично рос и приблизился к проектным значениям. В начале 2017–го АО "Аэропорт Пулково" объявило тендер на реконструкцию перрона, в котором победило ПО "Возрождение", предложив самую низкую цену — 1,83 млрд рублей.
О том, хватит ли АО "Аэропорт Пулково" собственных средств на реконструкцию, в компании не ответили. А вот Андрей Мушкарев, председатель комитета по развитию туризма и глава совета директоров АО "Аэропорт Пулково", сообщил, что сейчас денежных средств хватает. "Эти средства вернулись в виде денег и в виде ценных бумаг. Санирует банк "Пересвет" очень уважаемая организация во главе с Игорем Сечиным, поэтому мы не ожидаем каких–либо проблем", — надеется Андрей Мушкарев.
"На мой взгляд, денег впритык. Если будут отклонения от сметы, а вполне вероятно, что они могут случиться, то собственных средств аэропорту может не хватить", — говорит источник в Смольном. Он считает, что средств уже не хватает на расширение программы субсидирования авиакомпаний, открывающих новые рейсы из Пулково и увеличивающих частоту полетов.
При планировании развития Пулково стоило бы подумать о транспортировке пассажиров в аэропорт и из него. Много говорят о наращивании пассажиропотока, а вот тому, как его перерабатывать, должного внимания не уделяется. В Москве давно все аэропорты связаны с городом линиями аэроэкспресса. Это удобно, позволяет спрогнозировать время поездки до аэропорта, разгружает дороги. У нас с доставкой пассажиров проблема. В самом Пулково сложности с отправкой людей от терминала: машины там стоять не могут, нет места, приходится очень быстро проезжать. Поэтому все нервничают, торопятся.
Римма Бутакова
директор по вопросам перевозок компании "Матрешка–тур"
При проведении в Петербурге статусных мероприятий возникают проблемы приема гостей. Одна из причин — нехватка взлетно–посадочных полос (ВПП). Действующие полосы переключаются на прием бортов с высокопоставленными пассажирами, причем они прилетают не по расписанию, поэтому график регулярных полетов нарушается. Если бы была еще одна ВПП, проблема была бы решена. Впрочем, статусных мероприятий у нас проходит не много, поэтому, возможно, такое дорогостоящее строительство неоправданно. Частично решить проблему можно, передвинув такие мероприятия с высокого сезона белых ночей на более спокойное время года.
Анна Трубицина
генеральный директор и совладелец компании Commodore
Пропускные способности Пулково можно увеличить за счет оптимизации внутренних процессов. А вот превращать его в хаб — не очень хорошая идея: поток пассажиров в российские города, куда можно лететь транзитом через Петербург (Мурманск, Архангельск, Хельсинки), не такой уж большой. Чтобы сделать Петербург даже региональным хабом и привлечь сюда мурманчан и архангелогородцев, нужно хорошо просчитать экономику и выстроить маркетинг. Значительная часть трафика Пулково — не туристы, а те, кто по разным делам летает много раз в год в Петербург, Москву и другие крупные города. Для них хаб не нужен.
Алексей Безбородов
генеральный директор компании InfraNews