Встали на учет. Бары и рестораны Петербурга начинают работать с ЕГАИС

Автор фото: Петр Ковалев

Бары и рестораны с 15 января должны индивидуально учитывать каждую бутылку крепкого алкоголя по акцизной марке и отправлять данные в систему "ЕГАИС".

Рестораторы готовятся к внедрению единой государственной автоматизированной информационной системы госконтроля спиртных напитков (ЕГАИС). ЕГАИС используется в торговле, а в общепите (барах, ресторанах, кафе) акцизную марку сейчас не сканируют, там фиксируется не продажа, а данные об остатках крепкого алкоголя. Так же, по остаткам, ведется учет пива, сидра, пуаре. Бары и кафе ежедневно отправляют акты списания с пометкой "реализация". С 15 января изменится формат этих актов. В них нужно будет указывать сумму продажи алкоголя (любого, в том числе некрепкого), а еще — коды акцизных марок с каждой бутылки крепкого спиртного.

Поэтапный переход

По предварительным планам "Росалкогольрегулирования", к 1 января рестораторы должны были уравнять реальные остатки алкоголя с указанными в ЕГАИС. Штрафы за выявленные несовпадения составляют от 150 тыс. рублей. Владелец кофейни The Coffee & Breakfast Александр Лейбов поясняет, что, поскольку до июля нужно избавиться от старых бутылок, лучше готовиться уже сейчас. "Мы в прошлый понедельник купили сканеры, со следующей поставки алкоголя будем сканировать. Но это зависит и от поставщиков: они должны лепить на бутылки QR–коды", — говорит он. Лейбов отмечает, что для малых фирм это лишние траты, особенно в начале бизнеса, когда многие ведут только "коленный" учет. А для сетей это удобнее: не надо выяснять, кто поставляет легальный алкоголь, а кто — контрафакт.

Бухгалтер и коктейли

Крупные игроки используют ЕГАИС с 2016 года для учета спиртного по остаткам, без сканирования акцизов. Владелец "Евразии" Алексей Фурсов рассказывает, что проблем с новыми правилами не предвидит: система в его сети работает давно, сканирование марки сложностью не станет. Затраты на оборудование ЕГАИС одной точки общепита составляют от 100 тыс. рублей с учетом обучения сотрудников.
Елена Лобова, эксперт сервиса "Контур. Маркет" компании "СКБ Контур", считает, что у нововведения для общепита одни минусы. Так, придется приобрести 2D–сканер (он стоит от 6 тыс. рублей). "Проблемы будут и с организацией работы, — рассуждает она. — Пример: директор не доверяет бармену и не дает доступ к программе, которая взаимодействует с ЕГАИС. Значит, вскрытые бутылки крепкого алкоголя должны в конце смены попасть к бухгалтеру. У бухгалтера дневной график, у бармена — вечер и ночь. А если посетитель унес бутылку? И как быть с напитками в составе коктейлей? Поле для цены есть, а разъяснений, как ее указывать, нет". Как учитывать коктейли, крупные игроки рынка тоже не знают, они рассчитывают, что до появления разъяснений штрафов не будет.