Петербургские заводы уже не остановить

 

Петербургская промышленность демонстрирует чудеса устойчивого роста вопреки общероссийским трендам — индекс российской промышленности болтается возле нуля, а петербургские производители с начала года наращивают выпуск более чем на 4%.
Прежде всего благодаря автопрому, от которого никто не ожидал такой прыти. Сами дилеры сознавались, что просчитались, спрос превзошел ожидания, и в отдельные месяцы в начале года на складах не хватало машин, чтобы удовлетворить запросы всех покупателей. Хороший задел для продолжения роста сделали в этом году судостроители — ключевая отрасль петербургского машиностроения, вовлекающая в производственный процесс сотни местных компаний: производителей судовой мебели, оборудования, приборов, различных машин, электрических кабелей.
Только Северная верфь заключила два контракта с рыбаками на строительство 10 судов до 2023 года. Общая стоимость заказов — 28,4 млрд рублей. А Адмиралтейские верфи построят шесть траулеров за 38 млрд рублей. Энергично наращивают производство фармзаводы. Правда, пока их доля в общей массе невелика. Зато темпы роста одни из самых высоких благодаря вводу в эксплуатацию новых мощностей. Активно сопротивляются росту металлурги, производители алкоголя и табака.
Существенный рост производительности труда демонстрируют предприятия оборонно–промышленного комплекса, что, разумеется, не может не радовать, но у нас с вами другая еще задача существует — диверсификация этой части нашей экономики.
Владимир Путин
президент РФ
Автор: Сергей Ермохин

Сюрприз года

Приятно ошиблись в прогнозах
Петербургская автомобильная промышленность удивила в уходящем году: ни аналитики, ни чиновники, ни автодилеры не ожидали увеличения спроса на новые легковые автомобили и прироста производства на 25%, до 340 тыс. машин. Дилеры не сделали достаточных запасов, и в начале года на рынке образовался дефицит новых автомобилей.
С начала 2017–го автозаводы интенсивно наращивают производство (на 30–40% в месяц), демонстрируя самые высокие темпы роста среди всех отраслей промышленности Петербурга, которая растет вопреки общероссийским трендам: индекс промпроизводства страны замер на нулевой отметке, а петербургские заводы и фабрики нарастили выпуск на 4,3%.
Лидер петербургского автопрома — ООО "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" — инвестировал в запуск новых моделей: Hyundai Creta, Hyundai Solaris, которые пользуются высоким спросом. Автомобили под брендом Hyundai занимают первые строки в списках продаж. Что позволяет петербургскому заводу утверждать, что он производит каждый пятый автомобиль в России и выпускает 75% от общего объема производства автомобилей в Петербурге. Местный завод стал первым среди российских автозаводов, вновь обеспечив трехсменную загрузку мощностей.
Все вместе петербургские автозаводы Hyundai, Nissan и Toyota с начала 2017 года увеличили выпуск на 27%. Правда, в последние месяцы темпы прироста замедляются, но тем не менее эксперты рынка и чиновники уверены, что в результате по итогам года выпуск возрастет не меньше чем на 25%, то есть составит 330 тыс., что все равно на 15% ниже рекордного уровня, достигнутого в 2013 году: 390 тыс. автомобилей. Но тогда еще работал завод американского автоконцерна General Motors (GM), который теперь заморожен. Ранее "ДП" писал, что GM намеревался передать свой петербургский завод в управление белорусскому автопроизводителю — ЗАО "Юнисон" (автозавод, построенный в 1996 году американским автогигантом Ford Motors). Предполагалось, что белорусская компания возобновит на петербургской промплощадке выпуск автомобилей класса люкс — Cadillac.
Затем появилась информация, что германский автоконцерн BMW ведет переговоры с Минпромторгом, возглавляемым Денисом Мантуровым, о возможности размещения производства на мощностях GM.
При этом отмечалось, что германский автопроизводитель, возможно, локализует в России производство некоторых узлов и агрегатов, которые будут поставляться на другие заводы BMW.
И наконец, в октябре Минпромторг заявил, что один из крупнейших автопроизводителей Узбекистана "Узавтосаноат" рассматривает мощности GM для организации производства в России. "Узавтосаноат" объединяет несколько предприятий крупноузловой сборки в Узбекистане — "GM–Узбекистан", Самаркандский автомобильный завод (СамАвто), MAN Auto–Uzbekistan. В частности, в Узбекистане собирают ранние модели Chevrolet и Ravon: Matiz, Nexia (R3), Cobalt (R4), Lacetti (Gentra), Damas и Labo.
Производство светодиодов на «Светлане» может быть полностью свернуто.
Автор: Интерпресс

Разочарование года

Светодиоды гаснут
Производитель светодиодов — ОАО "Светлана–ЛЕД", входящее в холдинг ОАО "Интер РАО Светодиодные системы", сокращает персонал и сворачивает производство.
Входящее в госкорпорацию "Ростех" ОАО "Интер РАО Светодиодные системы" управляет двумя заводами, производящими светодиоды и светильники: ОАО "Светлана–ЛЕД" и ЗАО "Светлана–Оптоэлектроника" (первое предприятие производит из импортных комплектующих светодиоды, а второе с этими светодиодами изготавливает светильники). На обоих предприятиях начата процедура банкротства еще в конце 2016 года по иску основного кредитора — ПАО "Сбербанк". А осенью текущего года они объявлены банкротами.
Как ранее писал "ДП", работники уже получили уведомление о том, что с 22 января 2018 года все будут уволены. Увольнения ждут 260 человек, а загрузка предприятия сократилась до 3% от максимального объема производства — 3,5 млн светодиодов в месяц — столько компания производила в лучшие годы, работая в две смены 7 дней в неделю. Сама управляющая компания "Интер РАО Светодиодные системы" пока еще пребывает в наблюдении — начальная стадия банкротства, запущенная по иску банка "Россия".
Не исключено, что в конце января и в компании "Интер РАО Светодиодные системы", выступавшей поручителем по кредитам "Светлана–Оптоэлектроника" и "Светлана–ЛЕД", начнется конкурсное производство. Совокупный объем долга всех компаний холдинга превышает 1,5 млрд рублей.
Производство светодиодов и светильников на территории производственного объединения "Светлана" создавал в 2007–м Александр Столяров, партнер братьев Фурсенко. В самом начале пути компания стала получать контракты на светодиоды от крупных государственных компаний — ОАО "РЖД", ГК "Росавтодор", ГК "Росатом", а также от Министерства обороны, Минтранса. Но с 2014 года объем заказов начал сокращаться.
Игорь Пономарев, генеральный директор Северной верфи.
Автор: Сергей Коньков

Назначение года

Антикризисный менеджер с "Янтаря"
Вице–президент Объединенной судостроительной корпорации по военному кораблестроению Игорь Пономарев возглавил в феврале переживающую кризис Северную верфь.
Входящее в государственное АО "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК) ПАО "Судостроительный завод "Северная верфь" пребывает в сложном финансовом положении. Совет директоров верфи доверил новому топ–менеджеру улучшить заметно ухудшившееся финансовое положение одного из крупнейших петербургских судозаводов: 2016 год предприятие завершило с рекордным убытком пятилетки — 1,8 млрд рублей, а выручка обвалилась на 26%, до 13,6 млрд рублей.
Не помогли предприятию даже экспортные контракты с Алжиром на строительство корветов, хотя благодаря им верфь по итогам 2015–го впервые за долгие годы получила 117 млн рублей чистой прибыли. Тогда на предприятии пояснили, что прибыль возникла из–за девальвации национальной валюты.
Новый руководитель начал оптимизировать организационную структуру, сокращать фонд оплаты труда и менять руководящие кадры. В Петербург начали переманивать топ–менеджеров с калининградского судозавода "Янтарь" (тоже входит в ОСК). Им Пономарев командовал с июня 2015–го по февраль 2016–го. Так, первым заместителем Пономарева на Северной верфи с апреля станет 40–летний Дмитрий Ермаков, главный инженер "Янтаря".
"Разбалансировка всех подразделений предприятий. Нужно наводить порядок в поставках, закупках, производстве. Сложнее всего будет наладить единую систему планирования закупок. Предприятие сильное. Коллектив хороший. Думаю, за 8–9 месяцев мы решим эти проблемы", — делился впечатлениями о Северной верфи Игорь Пономарев. Ему удалось заключить контракты на строительство 10 рыболовецких судов общей стоимостью 28,4 млрд рублей.

Поражение года

Не осилили «Виктора Черномырдина»
Государственное АО «Объединенная судостроительная корпорация» (входят ООО «Балтийский завод — судостроение» (БЗС) и Адмиралтейские верфи) поручило Адмиралтейским верфям достроить дизель–электрический ледокол мощностью 25 МВт «Виктор Черномырдин» (ЛК–25) стоимостью 7,9 млрд рублей. Алексей Кадилов (на фото), генеральный директор БЗС, не справился с заказом. В августе завод передал Адмиралтейским верфям копию контракта на строительство ЛК–25, сведения по расчетам с заказчиком, копии актов выполненных работ и перегнал корпус судна к достроечной набережной верфей. Верфи запросили 3,5 млрд рублей на достройку ледокола.

Сделка года

ГК «Севкабель» нашла стратегического партнера
ГК «Севкабель», контролируемая лицами, близкими к банку «Санкт–Петербург» Александра Савельева, объявила в июне 2017 года о слиянии с самарской группой «Росскат» Николая Тарана. Какая доля «Севкабеля » отошла «Росскату», стороны не разглашают. В конце августа на церемонии награждения «Делового Петербурга» «Предприятие года — 2017» «Севкабель» подписал соглашение с «ВТБ Девелопмент» о переводе производства в индустриальный парк «Марьино» в Петродворцовом районе. Объем инвестиций в строительство нового завода — 2 млрд рублей. Исторически «Севкабель» занимает около 14 га на Кожевенной линии Васильевского острова, на части этой площадки сейчас создается креативное пространство. Средства на строительство нового производства «Севкабель» намерен привлекать за счет продажи недвижимости и за счет дополнительной эмиссии акций.

Скандал года

«Петросталь» откладывает ликвидацию
Группа «Кировский завод» Георгия Семененко прекратила финансовое оздоровление «дочки» — АО «Металлургический завод «Петросталь». В середине ноября собрание кредиторов завода (должника) не признало его банкротом, а большинством голосов приняло мировое соглашение. По нему каждый кредитор получит только четвертую часть долга (989 млн рублей вместо 3,9 млрд), причем через 4 года. Миноритарные кредиторы недовольны результатами собрания. Они готовы ликвидировать завод и распродать его имущество хоть сейчас. Представитель группы прямо заявлял на собрании кредиторов, что до марта 2018 года ничего ликвидировать не надо.

Проект года

Совместное станкостроение
Диана Каледина (на фото), владелица станкостроительной компании «БПК», приобрела крупный завод в Рязанской области, создает два совместных предприятия с германским и тайванским станкостроителями. На волне импортозамещения Диана Каледина, пришедшая в станкостроительный бизнес 14 лет назад, хочет расширить собственное производство станков под брендом F. O.R.T. и выйти на внешние рынки. Для этого БПК и вошла в капитал рязанского АО «САСТА». Совместно с германской Hugo Reckerth GmbH БПК будет выпускать в Петербурге шпиндельные узлы. А с тайваньской Buffalo Machinery Co., Ltd БПК планирует наладить производство пятиосевых станков.