Место под солнцем госбюджета. Борьба на рынке госзакупок в последние годы довела многие компании до недобросовестной конкуренции

 

Госзаказы в сложных экономических условиях становятся чуть ли не единственным стабильным источником дохода для многих компаний. Неудивительно, что борьба на рынке госзакупок в последние годы обострилась. Порой участники конкурсов руководствуются принципом «все средства хороши».
Например, одним из популярных инструментов стало обращение в антимонопольную службу с жалобами на условия конкурса, в котором компания явно проигрывает. На фоне этой практики сформировался отдельный рынок посредников–жалобщиков. Его объем в Петербурге достигает 4 млрд рублей. С другой стороны, рынок госзакупок стал прозрачнее. Для выбора подрядчиков стала чаще использоваться форма электронного аукциона. При этом в Петербурге лидирующие позиции из пяти площадок, аккредитованных для размещения электронных закупок, заняла не самая крупная фирма «ЭТС».
Судя по всему, здесь помогло внутреннее распоряжение чиновников Смольного проводить закупки на ней. Также в конце года вице–губернатор Игорь Албин поручил подведомственному ему комитету по строительству разработать рейтинг подрядчиков адресной инвестпрограммы и пригрозил, что худшие компании рейтинга вовсе лишатся доступа к госзаказу. На основании какого закона это произойдет, пока неясно, но для бизнеса такой рейтинг представляет серьезную угрозу.

Цитата года

Идет тотальное огосударствление экономики. С 2013 по 2016 год количество государственных унитарных предприятий выросло вдвое. Правительство города на словах поддерживает развитие конкуренции, а на деле отдает совершенно конкурентные рынки ГУПам.
Вадим Владимиров
руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Петербургу

Разочарование года

База перегрелась
Единая информсистема госзакупок не справилась с новым функционаломи зависла на несколько месяцев. В Петербурге сместились сроки многомиллиардных закупок, и их наверстывают до сих пор.
Этот год начался с реформы единой информационной системы (ЕИС), в которой размещаются данные о госзаказах. Через ЕИС начали проверять достоверность информации о закупках, организовывать общественные обсуждения контрактов стоимостью более 1 млрд рублей, проводить торги по заранее загруженным планам–графикам и так далее.
Но благие намерения обернулись глобальной катастрофой. Интеграция региональных госзакупочных систем в ЕИС вызвала глобальный сбой.
В Петербурге роль такой системы выполняет Автоматизированная информационная система госзаказа Петербурга (АИС ГЗ). Не справившись с новым функционалом, ЕИС зависла, причем не на несколько дней или недель, а на месяцы. В результате технического сбоя заказчики не могли разместить информацию о контрактах и выбрать подрядчиков.
Поскольку годовой объем закупок за счет бюджета в Петербурге велик (более 120 млрд рублей), город пострадал от сбоя в системе, пожалуй, больше, чем многие другие регионы.
Объем просроченных закупок исчислялся миллиардами. Причем среди них были и неотложные конкурсы, например связанные с заказом медикаментов или с проведением сезонных работ.
Необходимо было размещать планы–графики закупок, ведь на их основании и проводятся торги. В Петербурге планы–графики публикуют более 2,8 тыс. заказчиков. Часть из них размещали информацию в ручном режиме.
Подрядчики, которые провели конкурсы накануне, в конце 2016 года, радовались своей удаче. Например, среди таких был петербургский комитет по благоустройству.
Работа ЕИС возобновилась в полном объеме только к марту. В этот момент случилась обратная ситуация: госзаказы хлынули бесконечным потоком.

Интрига года

Прозрачность не по душе
В этом году кардинально изменилась система распределения денег для госпредприятий. Раньше ГУПы работали по 223–ФЗ — упрощенному закону о госзакупках. Он позволял им как заказчикам заключать контракты с единственным поставщиком и использовать другие формы отбора подрядчиков, в которых конкуренция фактически отсутствует. Так, многие комитеты Смольного использовали хитрость: старались доверять максимум бюджетов своим подведомственным предприятиям. Ведь сами комитеты были обязаны проводить полноценные торги по 44–ФЗ — закону о госзакупках. С этого года ГУПы тоже работают по нему: регистрируются в Единой информационной системе, проводят полноценные конкурсы. Поправки об этом в оба закона внесли в середине 2016 года. Нововведение сопровождалось бурным ликованием антимонопольной службы и столь же бурными протестами представителей госпредприятий.

Поражение года

Объединение лотов
Федеральная антимонопольная служба больше года боролась против объединения лотов в одну закупку (например, чиновники часто объединяют уборку улиц, ремонт дорог или высадку цветов в разных районах). Бой начался еще в 2016 году. Антимонопольщики указывали, что претендовать на большую сумму может только крупная компания. Ведь от подрядчика требуются опыт и банковская гарантия, пропорциональные масштабу закупки. В то же время подобные работы может выполнять и малый, и средний бизнес. Доказывая, что такой подход ограничивает конкуренцию, антимонопольщики дошли до Верховного суда и, казалось бы, победили. Суд высказался против объединения лотов. Однако чиновники– заказчики нашли в его решении лазейку — формулировку «объединение возможно, если лоты связаны технологически». В результате Смольный нашел технологические связи везде и объединил лоты, как и делал это все годы ранее.

Темная лошадка

Гарантия не гарантирует
На фоне принятых поправок в «Закон о контрактной системе» начали дорожать банковские гарантии. Они необходимы подрядчикам для участия в любом конкурсе и гарантируют, что банк компенсирует госзаказчику убытки, если компания не справится с работами. До сих пор гарантия обходилась подрядчику в среднем в 1% от цены контракта. Но участились случаи, когда проваленные подрядчиком работы гарантировал банк с уже отозванной лицензией. В таком случае заказчику становилось сложно возместить потерянную сумму. Теперь получать гарантии можно будет только в банках, которые соответствуют ряду требований Минфина. Это значительно сокращает число банков, в которые можно обратиться. Норма вступает в силу с 1 января 2018 года, но подрядчики заранее начали обращаться в более крупные банки, а там цены на банковские гарантии стали расти. Игроки рынка прогнозируют, что через год гарантия будет стоить уже 1,5–2% от суммы контракта.