Сирия и вечные ценности

11 декабря во время посещения авиабазы Хмеймим в Сирии президент России Владимир Путин подчеркнул, что российские вооруженные силы вместе с сирийской армией разгромили наиболее боеспособную группировку международных террористов в Сирии. За несколько дней до этого Путин также подчеркивал заслуги российских военных, пишет "Лента.ру". "Освободили практически всю территорию страны, включая места исторического проживания христиан", — говорил он.

На тему "Сирия" в последние дни уже сказано, казалось бы, всё.
Даны различные оценки, выражены мнения, обозначены прогнозы.
Так как не хочется повторяться, то выскажу точку зрения, несколько отстоящую от общего тренда.
Сирия – это не только остановка продвижения разрушительной технологии "арабской весны".
Сирия – это не только поле боя с международным исламским терроризмом.
Сирия – это не только конкурирующие проекты будущих газопроводов.
Сирия – это еще и один из центров современного православного мира.
О последнем говорят реже, чем о столкновениях шиитов, суннитов и алавитов или о проблемах территорий сирийских курдов и туркоманов.
Но несколько лет назад весь мир содрогался кадрам вырезанных деревень сирийских христиан, фотографиям насилия и изуверств, творимых над последователями Христа на сирийской земле.
На самом деле сирийские христианские общины – одни из старейших религиозных общин региона.
Антиохийская православная церковь с центром в Дамаске занимает третье место в диптихе автокефальных поместных церквей, и это один из четырех древних Восточных патриархатов Вселенской Церкви. Еще один древнейший православный патриархат – Римский – до наших дней не дошел. И сейчас в последовательном (что важно) списке автокефальных поместных православных церквей упоминаются 15: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чешская и Словацкая, Американская.
При этом полный исторический титул предстоятеля Антиохийской церкви звучит так: Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии, Сирии, Киликии, Месопотамии и всего Востока. С 2012 года им является Иоанн X.
Ни у кого нет сомнений, что православие играет все большую и большую роль в российской внутриполитической жизни.
Нет сомнений и в том, что вопросы мирового православия также порой являются ведущими во внешней политике нашей страны.
Здесь можно вспомнить многое.
И последний пример с непризнанным патриархом украинской православной церкви Филаретом.
И вопросы с Константинопольским патриархатом и попытками роста его влияния на традиционной канонической территории РПЦ.
И фактор православия в вопросах палестино-израильского конфликта.
И роль Александрийского патриархата в египетских делах.
Всё это точки влияния российской внешней, и в частности, ближневосточной политики.
В этой связи прослеживается очень важный момент взаимодействия современной России и одной из старейших и уважаемых автокефальных православных церквей – Антиохийской.
Это не только защита братьев по вере. Что без сомнения является святым делом. Но и долгосрочная политика приобретения влиятельного союзника на стратегическом направлении.
Именно об этом можно ожидать разговор при налаживании внутрисирийского диалога, проведения Конгресса национального диалога Сирии, поддержании мира на демилитаризованных территориях и так далее.
У России здесь есть стратегические интересы и в духовном плане, которые будут развиваться и дальше.
То есть, говоря о нынешнем и будущем состоянии Сирии, нужно помнить не только о количестве самолетов, ракет и живой силе, не только о гуманитарной помощи и работе дипломатов, но и ином плане, касающемся гораздо более древних и глубоких корней.
Фактически помнить о вечном.
Авторские колонки и комментарии читайте в разделе "Блоги "ДП"