Татфондбанк долг не вернет. Экс-акционер банка "Советский" отозвал иск на 15 млрд рублей

Автор фото: Николаев Сергей
Автор фото: Николаев Сергей

Бывший акционер "Советского" отчаялся вернуть 15 млрд рублей, выданных Татфондбанку на оздоровление банка "Советский".

Миноритарный акционер банка "Советский" Александр Тепляков (до начала санации "Советского" владел 17,38% банка) отказался от иска о взыскании с Татфондбанка 15,1 млрд рублей в пользу "Советского", свидетельствуют данные Арбитражного суда Санкт–Петербурга и Ленобласти. Производство по делу прекращено, истец не сообщил причины отказа от претензий, говорится в материалах дела.

Санация в кредит

Тепляков подал иск в июле 2016 года. Он просил оспорить межбанковский кредит, выданный "Советским" своему санатору Татфондбанку. На оздоровление "Советского" Татфондбанк получил в начале 2016 года 10,79 млрд рублей, а затем еще и взял у санируемого банка кредит (основной долг составлял 14,8 млрд рублей, проценты — 394 млн рублей).
Претензии Александра Теплякова заключались в том, что оспариваемый кредит не был одобрен собранием акционеров. Представители миноритарных акционеров говорили, что это ухудшило положение "Советского", в Татфондбанке же утверждали, что сделка была законной, а иск миноритария расценивали как признак информационного давления со стороны бывших акционеров.
В октябре 2016 года суд первой инстанции встал на сторону Александра Теплякова и признал решение о выдаче кредита недействительным, в декабре Тринадцатый апелляционный суд отклонил жалобу Татфондбанка, однако в апреле текущего года Арбитражный суд Северо–Западного округа отменил все судебные акты по делу и направил его на новое рассмотрение.
В феврале 2017 года Агентство по страхованию вкладов (АСВ) ввело в "Советском" временную администрацию, а в марте ЦБ решил отозвать лицензию у Татфондбанка. Задолженность последнего перед кредиторами, согласно последнему отчету АСВ, по состоянию на 1 ноября составляет 154 млрд рублей, а "Советский" только в третьей очереди кредиторов. В этой ситуации возврат денег в санируемый "Советский" "теперь невозможен", говорится в заявлении об отказе от иска (есть в распоряжении "ДП"). Исходя из активов и обязательств Татфондбанка, состава его конкурсной массы, "следует констатировать, что положительный экономический эффект, ожидаемый истцом от рассмотрения спора, более не может быть достигнут", — следует из документа.
"Несмотря на то что при новом рассмотрении дела подтвердилось, что Татфондбанк не вернул деньги в "Советский", после ознакомления с отчетом о ходе конкурсного производства Татфондбанка было принято решение отказаться от иска. Фактический возврат денежных средств в "Советский" невозможен даже при повторном удовлетворении иска", — комментирует представитель миноритарных акционеров банка Алла Герасимова. "Вопрос о том, кто должен нести ответственность за произошедшее, выходит за рамки данного корпоративного спора. В связи с этим истец утратил правовой интерес к судебному разбирательству", — добавила Алла Герасимова.
В пресс–службе "Советского" оперативный комментарий получить не удалось, в АСВ от комментариев отказались.

Судьбоносное решение

Как ранее писал "ДП", судьба межбанковского кредита была важна, так как она определяла, станет ли "Советский" одним из крупнейших кредиторов Татфондбанка. Сейчас судьба "Советского" по–прежнему неясна.
В начале года ЦБ сообщал, что рассматривает возможность как нового санатора для банка, так и продолжения работы кредитного учреждения под контролем АСВ. Восстановление капитала "Советского" еще не завершено, а Татфондбанк не может осуществлять функции банка–санатора, отмечал регулятор. В августе работа временной администрации в банке была продлена еще на полгода (пока — до 21 февраля).
Тем временем "Советский" может потерять один из основных активов — в октябре апелляционный суд удовлетворил иск конкурсного управляющего ООО "Синергия инвест" об изъятии из владения банка бизнес–центра "Монблан" на Выборгской стороне.
Замминистра финансов Алексей Моисеев рассказывал "Ведомостям" в ноябре, что "Советский" может войти в фонд консолидации банковского сектора, но не назвал сроков.