Как прошла Биржа стартапов № 35

Автор фото: Валентин Беликов
Автор фото: Валентин Беликов

На ноябрьской "Бирже стартапов" члены жюри увидели камеру для трансляции хоккейных матчей от первого лица, приложение для медитации и мануфактуру для конного спорта.

35-ая по счету "Биржа стратапов" прошла в ресторане ""Москва-Пекин". Сразу два проекта из шести получили приглашения на встречу для переговоров о возможной сделке.
Одним из стртапов, заручившимся поддержкой инвесторов, стал проект производства амуниции для конного спорта Ирины Кошкиной. Он, судя по итогам закрытого голосования членов жюри, и стал победителем ноябрьской "Биржи".
Юбилейную, 35-ю "Биржу стартапов" открыла предпринимательница Анна Шагинян. Она представила на суд инвесторов приложение для медитации на русском языке. "С 2010 года в Америке стали появляться приложения для медитации, а в России до сих пор нет аналогов, – объясняет создатель проекта, почему это нужно российскому потребителю. – Просто перевести приложение недостаточно, все записи должны быть адаптированы под русскоязычную аудиторию".
Идея проекта Mindshift пришла к экс–владелице школы бега I love running в Петербурге (годовой оборот – 11 млн рублей) тогда, когда она работала над своим новым образовательным проектом Good Vibes. Предпринимательница заметила большой спрос на уроки по медитации у своей аудитории и решила создать удобное приложение для медитации.
Партнером по новому проекту стала эксперт по медитации мирового уровня Снежана Замалиева. В стартап уже вложено 300 тыс. рублей. Схема монетизации - плата за допвозможности в приложении. Команда ищет 5 млн рублей на разработку и маркетинг, предлагая 10% компании. Деньги обязуется вернуть через 2 года, планируя через 6 лет выйти на оборот 550 млн рублей в год.
Дмитрий Грозный, исполнительный редактор газеты "Деловой Петербург", уточнил: "А что у вас уже есть?"
"У нас есть 11 программ по 10 минут, демо-дизайн и команда", – ответила основательница проекта.
"Одного дизайн-проекта недостаточно, нужно делать прототип, получить понятные метрики, и тогда у вас будет понятная финансовая модель", – посоветовала проекту Луиза Александрова, председатель НП "Санкт-Петербургская организация бизнес-ангелов".
Поддержал ее и партнер компании Senior Advisors, Вадим Баткин. "Идея классная, но стадия настолько ранняя, что очень сложно поднять какие-то деньги, разве что от семьи и друзей. Бизнес-ангелы или венчурные инвесторы на такой стадии не вкладываются. Нужно самим делать минимальный продукт, в метрике показать бизнес-модель и уже после этого просить деньги", – считает он.
Мария Евневич усомнилась, что аудитория будет платить за подписку. "Есть возможность включить аудио, поставить на запись и больше не платить никогда", – заявила она.
Также инвесторы отметили, что российский и американские рынки отличаются. "Это одна из историй, которая называется «повторим на российском рынке то, что работает в Америке». Пока не вижу, зачем кому-то платить деньги, о которых говорилось", – считает Александр Гаврюшенко, бизнес-ангел.
Владимир Хильченко, президент ХК "Созвездие Водолея", сам занимался медитацией, поэтому не видит в этом бизнеса. "Я бы разделил медитацию как образ жизни и медитацию, как вид бизнеса. Не знаю, как это можно совместить. Как простейшие упражнения, концентрация, психотренинг, некий примитивизм – это можно делать. Но нужно не погружаться туда вглубь, а превратить это в веселые картинки, популизм. Но тот, кто занимается медитацией, никогда так делать не будет", – отметил он.
"В AppStore очень много приложений для проведения медитаций. Совершенно непонятно, в чем конкурентное преимущество этого проекта, – объясняет Алексей Комаров, представитель Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ). – Да и наш рынок пока слишком мал и не готов к такого рода вещам. Возможно, в перспективе это будет расти, как и в Штатах. Но тогда нужно будет отстраиваться и нишеваться".

Битва интеллекта в мозгобойне

Вторым на ноябрьской "Бирже" выступил основатель интеллектуальной игры в стиле "квиз" Семен Черноножкин. "Мы взяли формат барной викторины, помножили его на формат «Что? Где? Когда?» и придумали нишу", – рассказывает основатель проекта.
Проект "Мозгобойня" запущен в 2012 году и востребован как в b2c, так и b2b-сфере (среди клиентов – Microsoft, Viber, «Эмпрана»). Сейчас у компании 123 франчайзи в 11 странах. Годовой оборот – 100 млн рублей. Компания зарабатывает, продавая билеты на игру.
В команде восемь человек, в том числе сертифицированный тренер Gustav Kaser Training International (Швейцария). Проект активно поддерживает бизнесмен Аркадий Пекаревский.
Сейчас стартап ищет 130 млн рублей на открытие новых филиалов и создание IT-платформы для игры. Деньги команда рассчитывает получить в три транша, предлагая за них 10% компании. По расчетам основателей, инвестор сможет заработать $10 млн через 5 лет.
Михаил Раяк, бизнес-ангел, декан центра дополнительного образования ИТМО "Академия ЛИМТУ" поддержал проект и признался, что является чемпионом "Мозгобойни". "Вы без капитала и процент даете маленький, инвестору это неинтересно. Открывайте кредитную линию в банке под 20% годовых. Будет гораздо проще, чем с инвестором, который сядет к вам в лодку и начнет давать советы", – посоветовал он стартапу.
Проект оценил и Вадим Баткин, но посоветовал уходить в IT и делать проект на стыке online и offline. "Главное – нельзя размываться в стратегии развития, нельзя уходить в рестораны, у вас должен быть очень четкий фокус, и тогда что-то может вырасти", – добавил он.
"Насколько ваш проект долгосрочен? Два-три года назад все сходили с ума по квестам, а сейчас все идет на спад", – обратился к стартапу Дмитрий Грозный.
"Мы играем уже 5 лет, и каждые 2 недели возвращаются одни и те же люди. В мире нет проекта, который решил задачу объединения людей в offline и развлечения, как мы. Мы делаем самый большой event в мире. Рынок сбыта не освоен вообще. На английском языке существуют локальные барные истории по 20-40 человек. У нас только в Петербурге в каждой игре участвуют 2500 человек. Но я не могу пообещать, что мы просуществуем 45 лет", – ответил Семен Черноножкин.
На юридическую составляющую игры сразу обратил внимание Владимир Хильченко и поделился своим опытом: "Я работал с интеллектуальными проектами. И ученые-правообладатели спокойно мне говорили «большое спасибо» и уходили. Хотя у меня и патенты были оформлены. Да и ваш бизнес могут забрать локальные менеджеры, которых вы научите".
Многие инвесторы выразили сомнения в необходимости инвестиций. "Проекту деньги не нужны, об этом говорит невнятная схема привлечения инвестиций. Если вы хотите масштабироваться, продавайте франшизы и получайте деньги", – посоветовал Александр Гаврюшенко.

Хоккей своими глазами

Затем на импровизированную сцену "Биржи стартапов" вышла Янина Кондратенко. Она представила на суд жюри проект видеотрансляции спортивных событий от первого лица в режиме реального времени. У стартапа есть собственная разработка беспроводной камеры, которая встраивается в форму спортсмена и позволяет транслировать «из его глаз» картину высокого качества.
Оборудование уже использовалось на играх СКА, однако стартап уверяет, что камера подойдет практически для любого вида спорта. Зарабатывать стартап планирует с продажи не камер, а трансляций необычного видео для спортивных каналов. По словам основателя, команда провела переговоры с "Матч-ТВ", Mail.ru, Rambler и "Спорт Экспресс" о покупке трансляций с похожих камер и получила одобрение.
"Это интересно не только зрителю, но и судьям, тренерскому составу", – добавила Янина.
В проект Vizercam уже инвестирован 1 млн рублей, а сейчас основатели ищут 16,5 млн рублей за 30% компании.
На презентации Янина Кондратенко продемонстрировала сам шлем с камерой. Инвесторы с интересом рассматривали оборудование. "Что происходит с ней при ударе?" – стуча по шлему, спрашивает Виталий Новиков, управляющий директор "Университета продаж".
"Она абсолютно ударопрочная, мы прошли сертификацию безопасности, но пытаться не стоит", – уверила инвесторов основатель проекта.
"А не получится ли так, что клубы сами сделают такую камеру? – усомнился в уникальности технологии Максим Васюков, главный редактор газеты "Деловой Петербург". – Кажется, что это камера GoPro", – добавил он.
"Они не смогут сделать техническое решение, оно исключительно наше. Это не GoPro, это технология, которая позволяет передать HD-сигнал по воздуху с разным качеством. И задача передачи HDMI-сигнала в зашумленном пространстве пока в России не решена", – ответила Янина.
"А трансляция идет со звуком?" – уточнил Дмитрий Грозный.
"Это зависит от желания клиента: если от канала стоит «цензура», то звук мы не даем", – пояснила создательница проекта.
Проект поддержал Алексей Комаров. Он уверен, что решение действительно непростое, да и каналы не будут повторять схемы, а просто купят качественную картинку. "Если основатель продукта скажет, что они продают контент, но не продают камеру, то покупать у них будут контент. И два варианта бизнеса хороши. А В2В хорош тем, что у потенциальных клиентов ("Матч ТВ", КХЛ) есть деньги. И если контент хоть как-то вовлекает их пользователей в спорт, дает больше просмотров, рекламы, то это уже возможность заработать клиенту больше, и В2В-модель сходится. Также основателям нужно потратить ресурсы, время, возможно, деньги инвестора на защиту интеллектуальной собственности", – добавил он.
"Что будет смотреть зритель? Хаотичные движения хоккеистов, которые сменятся через 30-60 секунд, а потом усядутся на лавки? Зритель хотел бы видеть всю игру на площадке. Да и тренеру особо не нужно: мы тестили подобную историю на квадроспорте, картинге, те же самые шлемы, но это оказалось никому не нужным. Тренер смотрит со стороны и видит все совершенно по-другому. Но если вы действительно проговорили со СКА, наверное, это востребовано", – усомнился в ценности видеотрансляций Александр Гаврюшенко.
Инвесторы посоветовали сместить фокус в презентации со шлема на сам продукт. "Многие воспринимают, что вы продаете камеру на шлеме, но надо делать акцент на том, что вы продаете контент", – посоветовал Андрей Соколов, генеральный директор АО "Технопарк Санкт-Петербурга".
"Я точно понимаю, что техническое решение не является здесь самым важным. Чем быстрее вы начнете продавать свой контент, тем лучше. Но непонятно, как вы будете защищаться от конкурентов", – добавила Луиза Александрова.
Алексей Комаров обратил внимание на предварительные договоренности проекта и подтверждающие документы: рекомендательные письма от руководителя хоккейной лиги и "Матч ТВ" с зафиксированной ценой.

Дизайн под ключ

Следующий проект инвесторам представил московский предприниматель Тимур Абдрахманов, основатель дизайн-бюро "Студия 3.14" и сооснователь сервиса ремонта "Квадрим", с оборотом двух компаний – около 100 млн рублей в год.
Его третья компания Tim&Team предлагает своим клиентам дизайнерский ремонт под ключ за 2-4 месяца на основе заранее разработанных стилей. У стартапа есть продажи.
"Для Москвы цена – от 23 тыс./м2. Это стоимость интерьера, материалов, сантехники, дверей и проектного менеджмента. Заказчик фактически не задействован в процессе создания интерьера", – говорит о плюсах дизайна под ключ создатель проекта.
Механизм работы прост: человек выбирает на сайте стиль, компания делает расчет и адаптирует готовое дизайн-решение под заказчика. 3D-визуализация, подбор мебели и отделочных материалов сделан предварительно.
В проект уже поверил бизнес-ангел, бывший вице-президент по маркетингу "Тинькофф Банк" Олег Анисимов. В стартап уже вложено 4,5 млн рублей. Сейчас команда ищет 11 млн рублей за 12% компании, инвестиции пойдут на масштабирование бизнеса. По плану основателей проекта, инвестиции вернутся через 15 месяцев, затем инвестор начнет зарабатывать.
"На рынке очень много конкурентов, – заявила Лариса Бортникова, управляющий проектами ПАО "Банк "Санкт-Петербург". – В любом дизайнерском бюро есть подобные услуги. Да и за 2-4 месяца – будет очень средний уровень".
Во ФРИИ есть подобные стартапы, поэтому Алексей Комаров предостерег создателя проекта. "Проблема в том, что готовый дизайн-проект будет выгодным, если квартира стандартная. Только у советской 137 серии будет 10 различных решений. Получится – если взять новостройку в Колпино с 3 тыс. одинаковых квартир. На домах поменьше уже не получится заработать, потому что ручного труда по внедрению решений будет слишком много. То есть бизнес-модель не очень жизнеспособна и нет венчурного роста, потому что он очень быстро упирается в проектный бизнес – нужно нанимать новых дизайнеров, архитекторов, строителей", – объяснил представитель ФРИИ.
"Мне понравился основатель, презентационные навыки и в целом понимание бизнеса, – выразил симпатию к руководителю проекта Вадим Баткин. – Но есть вопросы по финансам и экономике, но у меня есть инвестор, которому это может быть интересно", – добавил он.

Текстиль для лошадей

Особое внимание жюри вызвал проект Ирины Кошкиной "Первая конная мануфактура" – фабричное производство текстильной амуниции для конного спорта. На встречу с инвесторами девушка пришла с лошадиной попоной. Сразу несколько инвесторов пригласили Ирину за стол переговоров.
Это не первый бизнес основателей, у одного из совладельцев "Конной мануфактуры" уже есть успешный опыт продажи бизнеса. В команде проекта 16 человек. Среди партнеров – крупная российская сеть магазинов для конного спорта "Технология спорта", Федерация конного спорта России.
"Когда увеличился курс евро, мы столкнулись с тем, что товары подорожали в 2 раза. Поэтому мы сами начали производить продукцию. Она соответствует европейскому стандарту, но по цене адаптирована на российского потребителя", – говорит об идее стартапа Ирина. – За последний год мы увеличились в 5 раз, а сейчас мы столкнулись с тем, что спрос превышает предложение: нам не хватает производственных мощностей".
В проект уже вложено 1,5 млн рублей, и компания приносит прибыль. Команда стартапа ищет 8,4 млн рублей для расширения производственных площадей, покупку сырья и продвижения компании. Инвестору предлагается 30% доли в компании. Через 5 лет он, по расчетам основателей, сможет заработать 21 млн рублей.
"Создатели работают с лошадьми и понимают, что им нужно", – отметил плюс проекта Владимир Хильченко, президент ХК "Созвездие Водолея".
Симпатию и поддержку проекту выразил Артур Юревич, представитель инвестиционного комитета ТПГ "ТАЙПИТ". "Проект понравился, так как на массовом производстве высокая конкуренция, а здесь четкая ниша и люди понимают, чем они занимаются. Мы договорились о личной встрече, чтобы спокойно ознакомиться с деталями стартапа. То есть стартап инвестиционно привлекателен. Также будем общаться с создателями Visorcam", – добавил он.
Виталий Новиков посчитал, что инвестиций 8,5 млн мало. "Я покупал детям конную экипировку и знаю, сколько она стоит", – поделился он.
"У вас производственный бизнес, фокусная тема. Мне кажется, это классный проект", – резюмировал Вадим Баткин, партнер компании Senior Advisors.

Бодибилдеру на заметку

В финале юбилейной "Биржи стартапов" выступил Юрий Карпенко со своим стартапом FIT4TEAM. Команда проекта готовит участников к соревнованиям по бодибилдингу. В перечень услуг его компании входит коррекция фигуры, фитнес-тренировки, обучение позированию и подготовка к соревнованиям по бодибилдингу как для мужчин, так и для женщин. На "Бирже" Юрий продемонстрировал фотографии с соревнований и тренировок.
Проект запущен в 2015 году в Петербурге и в 2017 году Москве. В год стартап приносит своему основателю, двукратному вице-чемпиону Петербурга и вице-чемпиону России по бодибилдингу Юрию Карпенко 1,1 млн рублей. В команде проекта 20 специалистов, услугами FIT4TEAM воспользовались более 100 человек.
Сейчас стартап ищет 5 млн рублей за 20% доли компании. Деньги пойдут на масштабирование и продвижение проекта, а также создание онлайн-платформы для участников и регионов.
"А за меня можно взяться?" – обратился к создателю проекта постоянный член жюри Михаил Раяк.
"За любого человека можно взяться", – ответил инвестору Юрий Карпенко.
"Это локальная история, – объяснил отсутствие интереса инвесторов Александр Гаврюшенко. – Возможно, он инвестиционно привлекателен. Но инвесторы "Биржи" хотят, чтобы проекты были масштабируемы на российский и международный рынки. Наверное, найдется инвестор, которого привлекает такая тематика".
Коллегу поддержал Вадим Баткин. "Мне кажется, это не совсем бизнес. Это скорее ремесло или профессиональные услуги, на которых можно зарабатывать. Если продумать упакованный продукт, IT-составляющую, то, возможно, это будет масштабируемой историей", – добавил он.
"Я всем желаю продумать презентации проектов, потому что в инвестиционном плане они абсолютно не структурированы, просто набор каких-то показателей. Поэтому тяжело вычленить оригинальности ваших идей. Кроме того, одной презентации не хватит, чтобы подать вашу идею, нужен еще и человек, который умеет это делать, – обратился к участникам Владимир Хильченко. – Нужно понимать, с какой целью вы сюда приходите: искать инвестора или просто рассказать о себе".
Участники ноябрьской "Биржи стартапов", в отличие от предыдущих стартапов, предложили инвесторам проекты, решающие не базовые потребности потенциальных клиентов, а скорее духовные и эстетические. Основатели приложения для медитации MindShift уже провели проверку гипотезы среди аудитории своего основного бизнеса, выяснили их потребности и подтвердили возможный спрос на продукт. Но не приняли во внимание, что медитация в РФ еще не популярна и насколько успешным будет это направление в нашей стране, сказать сложно. Абсолютно непонятно, на чем стартап будет зарабатывать. Необходимо провести глубокий опрос не только своей, но и потенциальной аудитории приложения. Игра "Мозгобойня" — уже работающий бизнес с четко понятной целевой аудиторией и многотысячным охватом. Это интересный способ интеллектуального досуга, приносящий основателям прибыль. Для масштабирования ей нужен не инвестор, а стратегический партнер. Стартап Visorcam, предлагающий видеотрансляции спортивных мероприятий от первого лица, — сейчас не бизнес, а идея. Для подтверждения спроса на продукт нужны не только предварительные договоренности с потенциальными клиентами, но и реальные пилотные проекты, за которые партнеры платят деньги. Кроме того, компании нужны жизненные примеры применимости продукта, которые покажут, насколько эффективным и полезным для потенциальных клиентов является продукт. До этого момента открытым остается вопрос, насколько правильно выбрана ниша и действительно ли продукт будет востребован в спорте. Сервис интерьеров Tim&Team пытается фокусироваться на разных целевых аудиториях, вследствие чего не может пока сформировать четкое ценностное предложение, выгоду, которую он несет потенциальным клиентам, и преимущества перед конкурентами. Компании необходимо выбрать основной клиентский сегмент, изучить его и решить его проблемы, а не стараться покрыть как можно больше разными продуктовыми линейками, перескакивая от одной к другой. "Первая конная мануфактура" — интересный нишевой продукт от хорошо изучивших рынок девушек, которые подтвердили спрос на продукт деньгами и вывели компанию в операционный плюс. Проекту нужен сильный партнер, который сначала поможет закрепиться на рынке и затем — масштабироваться. Спортивный фитнес–проект Fit4Team — оригинальная идея, спрос на которую также подтвержден деньгами. Компания имеет системные продажи, при этом основателям не хватает опыта в бизнесе. Необходимо в первую очередь укрепить текущие позиции компании на рынке и только потом заниматься масштабированием.
Елена Силинская
директор по развитию iDealMachine
В жюри ноябрьской "Биржи стартапов" были:
1. Владимир Хильченко, президент "Созвездия Водолея"
2. Михаил Раяк, бизнес-ангел, декан академии ЛИМТУ при ИТМО
3. Мария Евневич, член совета директоров "Максидома"
4. Комаров Алексей, представитель Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) в Петербурге
5. Вадим Баткин, бизнес-ангел, партнер Senior Advisors
6. Андрей Рябых, инвестор
7. Артур Юревич, представитель инвестиционного комитета ТПГ “ТАЙПИТ” +7 (981) 771 33 64
8. Лариса Бортникова, управляющий проектами ПАО "Банк Санкт-Петербург"
9. Максим Васюков, главный редактор газеты "Деловой Петербург"
10. Елена Силинская, директор по развитию iDealMachine
11. Луиза Александрова, директор по развитию СОБА
12. Дмитрий Грозный, исполнительный редактор газеты "Деловой Петербург"
13. Андрей Соколов, генеральный директор технопарка "Ингрия”
14. Кирилл Остапенко, владелец компании "Велодрайв"
15. Александр Гаврюшенко, бизнес-ангел
Следующая "Биржа стартапов" состоится 20 декабря. Чтобы принять участие, необходимо рассказать о своем стартапе и инвестиционном предложении инвестору куратору проекта Анастасии Жигач письмом на anastasia.zhigach@yandex.ru. Заявки принимаются до 10 декабря.