15:2403 ноября 201715:24
1375просмотров
15:2403 ноября 2017
Места в очереди за последней моделью iPhone оценивают выше, чем сам гаджет. "ДП" вспоминает самые длинные очереди последних лет и расценки на то, чтобы в них постоял кто-то другой.
Продажи нового iPhone X в России стартовали с очередей. В Москве желающие приобрести гаджет начали занимать места у магазинов еще за несколько дней. В четверг к прозябающим в очереди даже прислали несколько автобусов, чтобы те могли бесплатно погреться.
Быстро начали появляться и платные услуги — например, услуги посредников, готовых постоять в очереди за тех, кто не хочет мерзнуть. За место в очереди с любителей "яблочной" продукции были готовы запросить от нескольких тысяч рублей до суммы, существенно превышающей стоимость самого гаджета. Так, максимальные расценки на услуги профессиональных "стояльщиков" достигали 125 тыс. рублей. В Петербурге расценки были куда гуманнее — около 10 тыс. рублей.
Впрочем, как петербуржцы, так и жители других регионов России давно уже привыкли, что за нежелание стоять в очереди придется немного заплатить. В некоторых случаях раскошелиться все же приходилось по полной.
Документальные траты
СМИ, рассказывающие об экзотических профессиях, вспоминают о трамитодорах (так на испанском называют посредников, готовых постоять в очередях) — пишут, что таковые в России, и в частности Петербурге, появились где-то в 2011 году. Слово "трамитодор", может, и появилось в России именно тогда, а вот желающие постоять за умеренную (или не очень) плату дали о себе знать гораздо раньше. В Петербурге, например, после переезда Консульства Финляндии на Преображенскую площадь немалую популярность обрели услуги тех, кто готов был провести час-другой в толпе желающих получить визу. Как правило, брались за эту работу страховщики, которые также могли сфотографировать и заполнить анкету за сомневающихся в собственных силах. Такие услуги стоили в среднем до 500 рублей.
Очередь в МФЦ на проспекте Большевиков.
Но если в случае чего можно было постоять и без посторонней помощи, то выдержать пребывание в очереди сдающих документы на получение загранпаспорта в районном УФМС (еще до появления Единого центра документов и уже после) было под силу не каждому. Особо настойчивые приходили к отделениям миграционной службы в 3 и 4 утра и к моменту открытия у них уже скапливалась изрядная очередь. Здесь платные услуги могли обойтись как в те же 500 рублей, так и в несколько тысяч рублей. Например, на одном из сервисов по поиску фрилансеров можно найти объявления за 2014 год, где за то, чтобы постоять в очереди и предупредить всех окружающих, что "место занимают для знакомого", предлагают от 4 тыс. рублей.
Если в ситуации с финским консульством потребность в услугах профессиональных "стояльщиков" по большому счету отпала после появления визовых центров, то возникновение ЕДЦ не сильно повлияло на очереди за заграничными паспортами. В Единый центр документов специально обученные люди готовы были приезжать еще ночью и за умеренную плату занимать место в очереди на электронную очередь, как бы абсурдно ни звучало последнее.
Прекрасная цена
Очередь, собиравшаяся у Третьяковской галерее в Москве, когда там выставляли картины Серова, надолго запомнилась самим москвичам и гостям города. В Сети "очередь на Серова" быстро стала мемом, а за ее пределами — источником хоть небольшого, но все же заработка для тех самых трамитодоров. Они занимали места в очереди, а потом ненавязчиво предлагали их вновь подошедшим любителям искусства. Цены разнились от 100 до 500 рублей, а коммерческие предложения подавались в очень аккуратной манере, например, так: "У меня друг простоял в очереди, но решил не идти, а я смотрю, вы тут стоите мерзнете".
Посетители в очереди на выставку "Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения" у входа в Третьяковскую галерею на Крымском валу.
Чтобы очередь на Айвазовского не превратилась в "очередь на Серова", в Третьяковской галерее разработали систему пропуска по времени, но это помогло не сильно. Жаждущие заработать раскупили билеты, а потом продавали их в очередях у музея, предлагая тройную цену за возможность избежать длительного стояния за прекрасным.
Ничего святого
Но те, кто не слишком любит очереди, готовы были платить, чтобы не только прикоснуться к прекрасному, но и приложиться к святому. Так, места в очереди к мощам Николая Чудотворца в Москве готовы были приобрести где-то за 500 рублей. В Петербурге очередь к святыне была уже не такой большой (стоять в ней приходилось всего часа три, а то и меньше, тогда как москвичам приходилось проводить у храма по 9-11 часов), и зарабатывали в ней более оригинальным способом — зазывая в потребительский кооператив. Членство в последнем было, разумеется, не бесплатным. Простой прихожанин должен был заплатить разово за членство 1 тыс. рублей и затем платить ежемесячно по 300 рублей. Юридические лица — по 4,5 тыс. рублей на входе и по 900 рублей каждый месяц.
Очередь в Александро-Невскую Лавру к мощам святителя Николая Чудотворца.
Когда в Петербург привозили другую святыню — Дары волхвов, к Храму Казанской иконы Божией Матери тоже выстроилась огромная очередь. Кто-то даже придумал продать удостоверение сотрудника СМИ за 5 тыс. рублей, а место на парковке — за 2,5 тыс. рублей. Случился скандал, в оргкомитете, отвечающем за доступ к мощам, заявили, что аннулируют все бейджи "пресса". Но, как выяснилось позже, когда Дары волхвов увезли в Минск — 5 тыс. рублей было еще вполне гуманной ценой. В Белоруссии место в очереди к святыне продавали уже за 800 тыс. рублей.