Аптека "Неофарм" на Каменноостровском проспекте.
Фото: Ермохин Сергей

На фоне переполнения петербургского рынка аптек и снижения доходности торговых точек в 2018 году появится еще не менее 100 объектов

Петербургский рынок аптек переполнился. Хотя доходность аптек снижается, в следующем году откроется не менее 100 новых точек. Игроки хотят застолбить место на будущее.

Аптечный рынок в Петербурге перенасытился. Давние лидеры рынка испытывают серьезные сложности и теряют позиции под натиском все новых и новых игроков. Результатом стали сделки слияния и поглощения, снижение маржинальности бизнеса. Этим пользуются крупные федеральные игроки, которые один за другим выходят в Петербург.

Сеть аптек "Да, здоров!" хочет захватить все вокзалы Петербурга

Сеть аптек "Да, здоров!" хочет захватить все вокзалы Петербурга

2478
Елена Домброва

Ротация лидеров

По данным комитета по здравоохранению Петербурга, количество выданных лицензий на фармацевтическую деятельность (розничная торговля, хранение и отпуск лекарств) стремительно растет: если с января по октябрь 2016 года было выдано 3557 лицензий, то за аналогичный период этого года их число достигло уже 4968. Судя по данным ведомства, активизировались как местные игроки — "Лекоптторг", "Севзапмедторг", так и федеральные — "Мега–фарм", "Эркафарм", "Неофарм", "Вита". За последний годы "Эркафарм" вывел свой бренд "Доктор Столетов", холдинг "36,6" — бренд "Горздрав", также активно развиваются несетевые аптеки.

Компания "Алоэ" придерживается ранее озвученного плана по расширению сети, в Петербурге планируется открыть примерно 150 точек. На данный момент аптечная сеть "Алоэ" насчитывает более 260 аптек. В общей сложности за год было открыто 50 аптек, из них три — в Москве. По предварительным оценкам, ожидаемый прирост оборота "Алоэ" по итогам 2017 года — 10–15%.

По итогам 2017 года список лидеров петербургского аптечного рынка изменится, так как в последнее время прошел целый ряд сделок, напоминает Павел Расщупкин, директор по аналитике RNC Pharma. Например, ГК "Эркафарм" ("Доктор Столетов" и "Озерки") пополнила свой портфель сетью "Радуга — Первая помощь", аптеки "Родник здоровья&ЛекОптТорг" объединились с сетью "Для бережливых", наконец, структуры, связанные с аптечной сетью "36,6", купили аптечную сеть "Фармакор". Федеральные сети поглотили тех игроков, рыночная доля которых в последнее время снижалась. Так, доля сети "Фармакор" сократилась с 4,5% в 2016 году до 4% в первом полугодии 2017 года, а доля "Радуги" (включает "Первую помощь") обрушилась за тот же период с 16,6 до 8,9%.

Еще больше москвичей

Активная ротация игроков подстегнула интерес и других федеральных игроков. "Устоявшиеся лидеры рынка испытывают серьезные сложности, их доля на рынке снижается, поэтому у нас появилась возможность для экспансии в регион", — объясняет генеральный директор и основатель группы компаний "Неофарм" Евгений Нифантьев. Московская ГК "Неофарм", которая в первом полугодии занимала шестое место в рейтинге крупнейших аптечных сетей по версии Vademecum, планирует до конца 2018 года открыть 50 аптек под брендами "Неофарм" и "Столички". Аптеки начали открываться весной 2017 года, и уже сегодня в городе работает 15 аптек сети, до конца года будет открыто еще шесть. В 2017 году группа инвестировала в экспансию более 50 млн рублей, в 2018–м планируется вложить еще от 100 млн рублей. Под аптеки компания арендует площади 80–150 м2.

У топ-менеджеров аптечной сети "Здоровые люди" прошли обыски

У топ-менеджеров аптечной сети "Здоровые люди" прошли обыски

1365

"Мега–фарм" (сети "А–Мега" и "Да, здоров!"), которая открыла первую аптеку в Петербурге в декабре прошлого года, планирует до конца 2017 года довести сеть до 170 аптек в Северо–Западном регионе, примерно половина из них расположена в Петербурге.

Входящая в десятку крупнейших аптечных сетей страны самарская "Вита" в этом году вышла на петербургский рынок, сейчас в городе работает более 10 аптек "Вита экспресс" и "Вита центральная аптека". Дальнейшие планы по расширению компания не раскрывает, по стране под управлением компании находится около 800 аптек.

В компании "36,6" говорят, что в Петербурге работают 97 аптек сети, в Ленобласти — еще 15. "Также мы активно развиваем программу франшизы: бывшие точки аптечной сети "Фармакор" перебрендируются в "Горздравы" или "А5", — говорит Алексей Киселев–Романов, директор по внешним коммуникациям ПАО "Аптечная сеть 36,6". — Все эти аптеки, а вместе с нашими их уже 220, используются в качестве пунктов выдачи нашей интернет–аптеки 366.ru".

Высокая цена успеха

За быстрое расширение игроки расплачиваются доходностью бизнеса. Так, Евгений Нифантьев говорит, что активное развитие аптек за последние 5 лет привело к переполнению рынка и высокой конкуренции, из–за этого снижаются продажи на каждую розничную точку и маржинальность бизнеса.

Сказывается и то, что в Петербурге, по мнению игроков, куда лучше, чем по стране в среднем, развит формат аптеки–дискаунтера. Топ–менеджер другой аптечной сети рассказывает, что маржинальность 50 самых продаваемых товаров составляет у дискаунтеров 10–12%, а иногда падает до 7%: "Некоторые аптеки по ряду продукции работают в ноль, "добирая" маржу на других товарах". По оценкам Сергея Измакова, владельца сети "Аптека Доктор", в целом по рынку и маржинальность, и выручка аптечных сетей сократились за год примерно на 20%. Как говорит Павел Расщупкин, доходность розничных продаж лекарств находится в районе 1-2%, основную прибыль сети получают от маркетинговых бюджетов фармпроизводителей.

В "36,6" обращают внимание и на стоимость поставки лекарств: "Ключевым критерием при заходе в новый регион была и остается стоимость логистики. Сам по себе рынок Петербурга очень привлекателен, но не все могут себе позволить присутствие на нем".

Всплеска не будет

По данным RNC Pharma, количество аптек в Петербурге в первом полугодии 2017 года выросло на 5%, до 1826 точек, по сравнению с первым полугодием 2016 года. Объем рынка за тот же период вырос почти на 10%, до 24,1 млрд рублей. Скорее всего, будет сокращаться количество несетевых аптек и аптек — спутников продуктовых ретейлеров, ожидают в RNC Pharma.

"Общее количество аптек в Петербурге серьезно меняться не будет, так как есть естественное ограничение в виде количества провизоров и фармацевтов, которые могут и хотят работать в аптеках", — убежден Павел Расщупкин.

Действительно, по данным HeadHunter, количество вакансий для фармацевтов–провизоров, размещенных работодателями Петербурга в этом году, по сравнению с прошлым увеличилось на 14%, а по сравнению с 2014 годом — на 82%. Наибольшее количество запросов было в 2015 году, когда количество вакансий более чем вдвое превышало количество резюме. Однако активность кандидатов, претендующих на позиции фармацевтов–провизоров и заведующих аптеками, стремительно росла, и сейчас дефицит специалистов удалось преодолеть.

"В конечном счете именно потребности покупателей определяют оптимальное число аптек. Кстати, по количеству аптек на душу населения Петербург уступает Москве, при этом в Москве почти каждый день открываются новые аптеки", — говорит Алексей Киселев–Романов.

"Столички" могут стать серьезным конкурентом "Озеркам". Обе сети работают с минимальной наценкой, но берут оборотом, хотя с таким брендом столичным игрокам будет непросто. Лучше бы назвались "Ленинградками". По нашему опыту, в Петербурге весьма консервативные покупатели, которые осторожно относятся к выбору аптечных точек, и "Столичкам" придется активно вкладываться в рекламу, чтобы петербуржцы проявили интерес. Скорее всего, наценка на топ–50 лекарств первое время у них будет нулевая.
Дмитрий Агафонов
директор по развитию PHARMA Distribution Group ("Советская аптека")
Безусловно, можно говорить о перенасыщении на аптечном рынке, продолжается рост количества аптек на душу населения. Рынок агрессивный и конкурентный, однако доходность каждой аптеки индивидуальна. Доступные цены, грамотное обслуживание, программа лояльности обеспечивают необходимый трафик. Мы сохраняем планы по открытию 150 точек. Не стоит исключать, что в ближайшее время все федеральные сети выйдут в Петербург и даже займут серьезные позиции. Консолидация рынка — один из основных трендов сегодня.
Глеб Данилов
генеральный директор аптечной сети "Алоэ"
В Петербурге фармрозница отстает от продуктовой почти на 15 лет с точки зрения стандартов, логистики, IT, категорийного менеджмента и инструментов управления. Например, местная продовольственная розница вышла на федеральный уровень, а фармацевтической это так и не удалось. В целом конкуренция на аптечном рынке города невысокая, но сейчас она растет за счет активного выхода в город федеральных сетей. Возможно, это позитивное явление, которое подтолкнет сети к прямой работе с производителями.
Олег Жеребцов
Гендиректор И Основатель Фармацевтического Завода "Гротекс"/Solopharm
Александра Конфисахор, Елена Домброва Все статьи автора
30 октября 2017, 00:01 39724
Новости партнеров
Реклама