Каждый пятый россиянин сегодня имеет подработку. Работодатели по–разному относятся к наличию у сотрудников дополнительного источника заработка: кто–то видит в этом пользу для себя, кто–то вред. Но четких указаний на этот счет в должностных инструкциях обычно нет.
По данным исследования Antal, каждый пятый россиянин имеет подработку, в половине случаев она связана с основной профессией. Чаще всего подрабатывают специалисты из сферы медиа и индустрии развлечений (31%), услуг (28%) и строительства (26%). Обычно дополнительная работа приносит 10–30% к основному доходу. Заметную прибавку, более 30%, дополнительная занятость приносит лишь 19% респондентам.
"Большинство работодателей относятся к этому отрицательно, потому что это отвлекает работника от выполнения основных обязанностей, что, в свою очередь снижает качество работы и производительность, — говорит Алексей Федулов, старший консультант Wyser (международный кадровый холдинг Gi Group). — Кроме того, велик риск конфликта интересов — если дополнительный проект по направлению бизнеса связан с основной работой".
У негативного отношения работодателей к подработкам своих сотрудников есть объективные причины, поясняет председатель совета директоров "СерчИнформ" Лев Матвеев. "Во–первых, работая на двух работах, сотрудник не успевает отдохнуть, следовательно, страдает его здоровье и продуктивность, — говорит он. — Во–вторых, подработка — это риск для компании оказаться без клиентов, потому что, если сотрудник подрабатывает в той же области, в которой трудится работодатель, то велик соблазн создать свою фирму–"боковичок" и уводить клиентов туда. В–третьих, для подработки могут использоваться ресурсы компании: база клиентов, маркетинговые наработки, исследования рынка. Все это может быть использовано против работодателя, если подрабатывающего сотрудника "завербует" конкурент.
"Я против сторонней работы сотрудников, потому что не хочу их профвыгорания, — говорит Михаил Губергриц, директор LINII Group. — Принимая на работу нового сотрудника, я всегда уточняю, есть ли у него свои проекты. Если выясняется, что да, я готов ждать их завершения и после этого брать его на работу. Были случаи, когда мы ждали сотрудников до 3 месяцев".
"Я, как руководитель компании, плохо отношусь к переработкам, чем и является подработка, — поддерживает коллегу Максим Сундалов, руководитель Englishdom. — Уже через 2 недели это станет очевидно. Сначала страдает здоровье человека, затем производительность и, разумеется, компания. Это никому не интересно и не нужно — ни мне, ни сотруднику".
Доход, который приносит дополнительная занятость, %
Источник: Antal
Джаз, испанский и фото
Основные страхи работодателя понятны и небезосновательны, но при правильном подходе подработка может принести не вред, а пользу, говорят бизнес–тренеры. Так, по словам Алексея Федулова, компании, которые допускают дополнительную занятость своих сотрудников, справедливо считают, что это внесет разнообразие в его рабочую рутину, что играет на руку основному работодателю.
"Одна девушка в нашей компании поет в джаз–клубе. Другая работает репетитором испанского", — приводит пример Инна Алексеева, гендиректор PR Partner, и объясняет, что у них подработки, не связанные с основной деятельностью, не запрещены.
"Совмещение сотрудником двух видов деятельности — не всегда плохая практика, в некоторых случаях она действительно способна принести свои положительные результаты", — считает Анна Паршина, директор по персоналу компании "Связной". Принято считать, что людей толкает на подработку невысокая заработная плата, однако мотивы могут быть и другими, поясняет она. "Например, сотрудник хочет завести новые деловые контакты или получить опыт работы в другой сфере, что в конечном итоге позволяет ему более полно реализовать свой профессиональный и творческий потенциал на основном месте", — говорит Анна Паршина.
"Мы реально сталкивались несколько раз с тем, что сотрудники в свободное время нарабатывали компетенции, которые становились основой для стандартных услуг после получения опыта этими сотрудниками в частном порядке", — говорит Сергей Пархоменко, управляющий партнер агентства "Идеи&Решения". В пример он приводит историю, когда один из медиаспециалистов компании прошел обучение в школе фотографов, а затем в течение нескольких месяцев "набивал" руку на частных заказах. "После этого агентство стало оказывать штатные услуги по фотосъемке. И так было уже несколько раз с самыми разными услугами", — поясняет он.
Главное не козырять
Идеальная подработка сотрудника с точки зрения его руководителя выглядит как хобби, не связанное с основной работой, резюмирует Максим Сундалов. У всех опрошенных "ДП" работодателей в должностных инструкциях для сотрудников нет особых указаний, касающихся подработки, и это несмотря на то, что Трудовой кодекс РФ не запрещает работодателю устанавливать в трудовом договоре такие ограничения.
"В нашей компании к подработкам относятся с пониманием: это не запрещено, но и козырять этим не стоит", — объясняет Алексей Федулов не только свою, но и общую точку зрения руководителей.
"В "Связном" отношение к подработкам сотрудников во многом зависит от того, каким образом они совмещают основной и второстепенный вид деятельности, — поясняет Анна Паршина. — Если совместительство происходит в нерабочее время и не мешает основной работе, конфликтов и недопонимания на этой почве не возникает".
Сотрудников, у которых есть подработка, будет становиться с каждым годом больше, предупреждает управляющий директор Antal в России Михаэль Гермерсхаузен. Руководителю стоит задуматься: если вторая работа для многих не столько источник дохода, сколько способ дополнительной самореализации, если человеку проще найти этот доход на стороне, значит, он недостаточно вовлечен в свою основную работу, а это просчет его руководителя.