Машинка для стирания мозгов

Искусственный интеллект российские власти понимают, похоже, в первую очередь как разновидность оружия.

Цифровой мир надвигается на нас неотвратимо. Этот факт констатировал премьер–министр Дмитрий Медведев, велевший всем поторапливаться, пока искусственный сверхинтеллект не пришел и не стер всем мозги нажатием одной кнопки.
Многосерийная эпопея "Терминатор" все–таки оказала на нас слишком мощное воздействие. Искусственный интеллект мы с тех пор воспринимаем исключительно как враждебную силу, которая непременно возжелает поработить все, до чего дотянется. Почему, собственно, машина с интеллектом XXI века переймет логику древнеперсидского сатрапа, не поясняется — но для чего же еще можно употребить сверхинтеллект, как не для порабощения и уничтожения, не правда ли?
Вот и наши руководители так думают: еще раньше и президент заявил, что тот, кто возьмет в свои конкретные руки лидерство в области искусственного интеллекта, станет "властелином мира". То есть, учитывая раскрытие темы Дмитрием Медведевым, сотрет мозги всем остальным. Президент, в отличие от премьера, еще верит, что искусственным интеллектом получится управлять.
Приз маячит ценный, есть за что побороться. И премьер–министр, не сходя с места, утвердил создание в Петербурге "нового Сколково", то бишь инновационного кластера, в данном случае под эгидой ИТМО. Хорошо уже, конечно, что не прозвучало словосочетание "новая Силиконовая долина". Но и ассоциация со "Сколково" тоже двусмысленная. Оригинальное "Сколково" прославилось пока не столько научными прорывами, сколько многомиллиардными растратами со шлейфом из уголовных дел, международных скандалов и беглых депутатов.
Главная причина для сомнений в успехе предприятия кроется не в неверии в отечественные умы. А в том, что о создании "нового Сколково" объявляет премьер–министр, а не ректор ИТМО и даже не губернатор.
Ведь это значит, что создание инновационного кластера — элемент не естественного хода прогресса, а так называемого "федерального проекта". Он изначально намертво связан с бюрократическим миром пуповиной согласований, отмашек, бюджетов и приурочиваний к красной дате. Нельзя просто взять и создать кластер самостоятельно — без официального статуса и постановления правительства! А в таких случаях речь быстро начинает идти не столько о создании интеллектуальных продуктов, сколько об освоении средств, со всеми вытекающими. Российский чиновник искренне уверен в том, что Силиконовую (точнее, конечно, Кремниевую) долину действительно можно "создать", выделив землю, построив здание, повесив на нем табличку с надписью "Россиликондолина", ну и главное — прописав в бюджете строку "на инновации".
Экспорт технологий из России на самом деле растет и так, и отечественные разработчики в мире вполне котируются. Куда больше пользы для IT было бы, если бы власти перестали мучить провайдеров и разработчиков неисполнимыми правилами или хотя бы пересмотрели финансовые правила работы с иностранцами. Но, судя по тому, сколько палок вставляется в колеса IT–бизнеса, они хотят другого, а именно превращения отрасли во что–то вроде нефтегазовой торговли, только неиссякаемой, всегда растущей в цене и готовой на заказ изобрести машинку для стирания мозгов вероятного противника. Хорошо, что до такой машинки им, кажется, еще далеко.