Беспокойный президент. Историк Лев Лурье об отношении американских СМИ к Дональду Трампу

Автор фото: Niall Carson/ТАСС

 

Пишу из городка Колледж–Парк, пригорода Вашингтона. Здесь находится самый большой в США Мэрилендский университет: 38 тыс. студентов, 4,5 тыс. преподавателей. Среди них — математик Михаил Брин, отец Сергея — сооснователя Google. В честь матери, Майи Брин, Михаил основал на русском отделении университета программу, на которую каждый год из России приезжает на пару недель какой–нибудь лектор. В этот раз выбрали меня.
Русские отделения за последние два десятилетия теряли студентов: Россия перестала быть интересной. Росло число изучающих арабский, китайский, урду. В последние несколько лет русский язык становится более популярным. После Крыма и Донбасса и особенно вмешательства русских хакеров в президентские выборы (в котором здесь не сомневаются) русский опять, как и во времена холодной войны, становится востребован американской армией и разведкой. А значит, увеличиваются перспективы выпускников русских отделений.
Впрочем, студенты дружелюбны и мотивированы. У меня есть опыт преподавания в либерал–арт–колледжах Новой Англии, это дорогие заведения для детей богатых родителей, где для большинства главное все же не учеба, а fun.
В Мэриленде учатся на свои (как правило, берут ссуду). $25 тыс. в год — немалая сумма, лениться не принято. Да и уровень неплохой — 30–я позиция в рейтинге лучших университетов США. Преподают четыре нобелевских лауреата, наши академики физик Роальд Сагдеев и математик Сергей Новиков.
Две лекции в день, так что в город не вырваться — остаются библиотека и телевизор. Никогда в жизни не смотрел столько новостей. Телевизионщики здесь неприятно тенденциозны, впрочем, до уровня Соловьева — Киселева им еще далеко. Линия размежевания — президент Трамп. И нация, и журналисты расколоты на два лагеря.
Канал Fox отражает позицию сторонников президента. Он хочет сделать Америку опять великой, понизить налоги, возвести стену на границе с Мексикой и спасти родину от драгдилеров, преступников и латиноамериканских нищебродов. Надо избавиться от приносящей выгоды только страховщикам системы финансирования здравоохранения, придуманной Бараком Обамой. Ограничить аппетиты фармацевтов: они торгуют одними и теми же лекарствами по различной цене: за границей — за копейки, в США — втридорога. Вернуть на родину американские производства, переведенные в Мексику и Канаду. Не надо тратить американские деньги на ООН, ЮНЕСКО, надо забыть о борьбе за права человека в других странах. Нельзя исключать превентивной войны с Северной Кореей. Надо расторгнуть сделку с Ираном: персы — обманщики. За время президентства Трампа рекордно уменьшилась безработица, растет ВВП, фондовый рынок на подъеме. Его правительство — невиданное по количеству талантов, единое, честное.
CNN и NBC ругают президента почем зря. Он абсолютно непрофессионален: думает, что все еще ведет ток–шоу, а не управляет великой державой. Ничего из его обещаний не воплотилось в реальность. Избраться ему помогли русские хакеры. Он оскорбил народ Пуэрто–Рико. Собственный госсекретарь называет его "чудаком на букву "м". Если бы не Рекс Тиллесон, министр обороны Джеймс Мэтисс и глава президентской администрации Джон Келли, Трамп смог бы уже сейчас ввергнуть страну в ядерную войну. Президент не сплачивает нацию, а раскалывает ее. Его оскорбительные записки в "Твиттере" свидетельствуют о душевном нездоровье. В Трампе разочаровались многие республиканские конгрессмены, ему не доверяют традиционные, верные союзники США. Он возвращает американскую политику к изоляционизму 1930–х, результатом которого стала Вторая мировая война. Рост американской экономики и снижение безработицы — результат деятельности предыдущей администрации, к Трампу они не имеют ни малейшего отношения.
Не помню, чтобы какая–либо администрация подвергалась такой тотальной критике в большинстве американских СМИ. Но хотя уровень поддержки президента снижается и даже многие республиканские конгрессмены позволяют себе открытые резкие высказывания против однопартийца Трампа, его ядерный электорат никуда не девался. Те, в одноэтажной Америке, "ржавом поясе", кто выступает против "власти меньшинств", надменной элиты, где рука руку моет, снобов из Калифорнии и Нью–Йорка, по–прежнему верны президенту.
Для нас, россиян, опасность в том, что желающий оставаться популярным и любимым Трамп начнет экспериментировать во внешней политике. А там успехи приносят залпы крылатых ракет. Это знают и наш президент, и американский.