Самое интересное на выставке Андрея Тарковского в Строгановском дворце — история Тарковского–художника. В основном здесь речь идет, конечно, о кино. И немудрено: Тарковский известен не живописью и графикой. Он автор "Иванова детства" — правдивого и обескураживающего фильма о войне. "Иван Рублев" — кинофреска о русском Возрождении, которым грезили после Второй мировой интеллектуалы оттепели. "Зеркало" — шедевр автобиографического кино наряду с "Амаркордом" Феллини и "Хрусталев, машину!" Германа.
Об остальных фильмах Тарковского тоже сказано много громких слов. Все эти отмеченные престижными призами ленты неразрывно связаны с семейной историей режиссера. В своих картинах он вел диалог с отцом — поэтом Арсением Тарковским. Выставка подробно рассказывает о его творчестве — от "Иванова детства" до "Жертвоприношения". Больше всего на ней фотографий. Большинство сделаны на съемках. Заброшенный завод в эстонской провинции, Юрьевец, где режиссер был в эвакуации, аббатство Сан Гольгано, впечатлившее его больше прочих итальянских древностей, — нам предоставляется возможность узнать места, где снимались знаменитые сцены, и заглянуть на съемочную площадку.
Тарковский всегда тщательно выбирал, где будет снимать. Почувствовать атмосферу этих странных пространств важно, чтобы точнее понять его кино. Кадры из фильмов, эскизы костюмов и декораций дополняют эти фоторепортажи. Впрочем, едва ли те, кто интересуется творчеством Тарковского, откроют для себя что–то неожиданное. Другое дело — его графика и живопись. В последнем зале показано не так много его рисунков и картин, большинство, к сожалению, запущены в слайд–шоу на мониторе. Но и тех нескольких оригиналов достаточно для того, чтобы увидеть в этих работах эскизы и предчувствие фильмов. Сами по себе, за редким исключением, они не так интересны. Вполне себе типичные для выпускника московской художественной школы вещи.
Но композиционные решения, увлечение абстракционизмом, экспрессионистические опыты предопределили многое в кинематографе Тарковского. Показывать его картины и рисунки стоит в конкретных сравнениях с фильмами. Этих сопоставлений выставке очень недостает.