Ментор и тьютор в "Скайпе". За четыре года объем российского рынка онлайн–обучения вырастет более чем в два раза

Автор фото: Артур Лебедев/ ТАСС
Автор фото: Артур Лебедев/ ТАСС

Дополнительное образование активно идет в Интернет: сейчас объем российского рынка онлайн–обучения — 20,7 млрд рублей. Растет спрос на программирование и иностранные языки.

Петербургский рынок дополнительного образования становится все более разнообразным: интересы горожан "расползаются" в самых необычных направлениях — от робототехники до китайской каллиграфии. При этом детские образовательные курсы более утилитарны: они направлены в основном на подготовку к ЕГЭ и изучение английского.

Технологии повсюду

По данным исследования East–West Digital News, "Нетологии Групп", ФРИИ и других компаний, опубликованного в сентябре 2017 года, общий объем рынка образования России (от детсадов до вузов) — 1,8 трлн рублей. При этом только 351,7 млрд рублей из них приходится на частный бизнес. А на онлайн–сегмент — 20,7 млрд. По прогнозу аналитиков, именно рынок интернет–обучения вырастет сильнее всего — к 2021 году он должен достичь 53,3 млрд рублей. Юрий Строфилов, креативный директор портала Saint–Petersburg.ru, рассказывает, что один из трендов рынка — удаленная работа тренера или тьютора с учеником, так можно учиться и языкам, и музыке, и даже спортивным дисциплинам. "Появился специализированный софт для такой работы. Например, в нашей системе S10.run есть тренер из Саратова, который тренирует парня из Швеции", — говорит он. Павел Баскир, учредитель компании "Лига роботов", рассказывает, что технологии проникают на рынок не только как средство доступа к знаниям, но и как предмет изучения. "На рынке допобразования сейчас бум научно–технического творчества, — уверен он. — Мы запускаем секции для детей на партнерских площадках, детям преподают студенты, которых, в свою очередь, мы обучаем не только образовательным технологиям, но и инженерным. Также с января мы привезем в Петербург формат школ детского технологического предпринимательства KinderMBA. В 30 городах страны у нас работает более 230 секций".
Полина Бондарева, основательница школы искусств masters, добавляет, что все больше запросов на удаленное образование приходит из регионов. "Поэтому сейчас мы готовим к запуску ряд лекционных онлайн–программ, — говорит она. — В целом интерес к искусству растет: вслед за заботой о здоровом теле возникла потребность в "здоровом духе". В этом году в нашей школе пользуются особым спросом лекции по современному искусству, арт–менеджменту и кураторству. История моды и дизайна не имеет такого ажиотажа, как ранее. Думаю, это связано с широким предложением на эту тему, возможно пресыщение рынка".

Английский для работы и души

Языковые школы начали уходить в Интернет целиком. Одна из таких школ — TutorOnline, где рассказывают, что запросы от школьников чаще всего касаются подготовки к ЕГЭ. А у взрослой аудитории основные задачи — подготовка к международным экзаменам, бизнес–английский, разговорная речь. Ежегодно количество запросов в Петербурге и Москве увеличивается на 10–15%. Есть тенденция к изучению сразу нескольких языков, особенно если один уже на каком–то уровне освоен. Александр Ларьяновский, управляющий партнер онлайн–школы английского Skyeng, добавляет, что люди больше доверяют онлайн–образованию. Если 3–4 года назад специалисты прогнозировали рост интернет–сегмента на 15–20% в год, сейчас мы наблюдаем рост на 50–100% в зависимости от ниши. "Также приходит все больше людей от 50 и старше. Самому взрослому нашему ученику 77 лет", — отмечает он.
"Спрос стал более точечным, запросы — четкими и комбинированными, — говорит Маргарита Кашуба, директор по маркетингу Englishdom, — например: у меня начальный уровень, но мне нужен английский для ИТ–сферы, поэтому учите тому и другому. Люди лучше знают свои цели". Она добавляет, что Englishdom изучил отношение клиентов к онлайну: опросы показали, что чаще всего такому обучению мешают перебои со звуком (53,2%) и качество звука (20,6%). И только 9,2% опрошенных подтвердили, что им нужно личное присутствие преподавателя. Обучение языкам — один из самых крупных секторов на рынке образования для взрослых. Объем российского рынка языковых курсов — 3,1 млрд рублей. Но, по прогнозам аналитиков, к 2021 году он практически не вырастет, увеличится только доля онлайн–обучения, с 7 до 10,7%, или 3,3 млрд рублей.
Английский изучают 62% студентов таких курсов. Но есть место на петербургском рынке и необычным языкам. "Сегодня китайский — один из самых востребованных языков, хотя 2 года назад это было не так. Рост популярности связан с укреплением отношений между Россией и Китаем, отсюда увеличение турпотока в обе стороны, чаще в петербургских компаниях требуются сотрудники со знанием китайского, — рассказывает Марина Борунова, административный директор академии восточных языков "Конфуций". — В сентябре 2017 года число учеников выросло примерно на 15%. Также все чаще китайский включают в учебные программы общеобразовательных школ Петербурга как дополнительный язык". Китайский изучают в основном для работы, а, например, ставшую модной каллиграфию (в этом году в Петербурге работают четыре школы каллиграфического искусства) или японский — для души. Ольга Фархетдинова, заведующая учебными программами школы японского языка "Момидзи", рассказывает, что этом году число студентов в их школе выросло на 30%, но ни от кого из них не требуют знания языка на работе. Молодые люди рассказывают, что им нравится культура Японии, среди них много поклонников аниме.
"Наступила эпоха постоянного микрообучения: многие мастера, от дизайнеров до кинологов, учат людей своей профессии, используя самые разные форматы. Соцсети, вебинары, тренинги, — заключает Алексей Аболмасов, эксперт компании "ЁРД". — Взрослые предпочитают учиться от случая к случаю по необходимости: сегодня — класть кафельную плитку, завтра — устанавливать программу на компьютер. Главная проблема времени — мотивация, поэтому в итоге для качественного образования нужен консультант, тьютор. В целом видно снижение цен на образовательные услуги, рост их разнообразия, диджитализация".
Самые многочисленные и постоянные группы — детские, они работают с сентября по май, в спальных районах. Взрослые учатся в центре города. Для корпоративных клиентов есть выездные занятия на территории заказчика (это часто импортеры, банки). Сейчас стали хуже набираться группы английского языка начального уровня, его и так получают в школе или вузе. Большим спросом пользуется подготовка к экзаменам TOEFL, ILETS и другие. Растет спрос на испанский и китайский, но как второй иностранный. Основная цель взрослых учеников — повысить свою стоимость на рынке труда.
Ирина Булкина
генеральный директор ABC Club
Уроки в Сети перестали воспринимать как хобби, в Интернете получают полезные навыки. Особенно востребовано персонализированное обучение, менторство. Онлайн–уроки берут даже профессионалы — чтобы удерживать позиции на рынке. Как минимум нужно знать языки, чтобы читать зарубежную прессу. Еще одно направление — computer science. В Японии с 2020 года программирование войдет в школьную программу, старшеклассники будут изучать робототехнику и дроны. До России тренд пока не дошел, но это повод учиться самостоятельно.
Кирилл Бигай
сооснователь онлайн–маркетплейса для поиска репетиторов Preply