11:4103 октября 201711:41
3531просмотров
11:4103 октября 2017
С начала 2017 года российская таможня пресекла попытки ввоза в страну более 2,4 тыс. тонн санкционных товаров, что на 82% больше, чем за весь 2016 год. На круглом столе в "ДП" бизнесмены узнали, к чему им готовиться в 2018 году.
Ольга Пелле, заместитель начальника отдела торговых ограничений и экспортного контроля службы федеральных таможенных доходов СЗТУ:
С августа 2014 года введены санкции, установлен перечень товаров, запрещенных к ввозу в РФ. И уже по итогам 2014 года объем их ввоза сократился на 44%, до 1 млн тонн. Больше всего (в 1,5 раза) сократился ввоз мяса птицы, на 45% упал ввоз мороженой рыбы, на 30% сократился ввоз яблок и груш. При этом увеличения ввоза отдельных категорий товаров из других стран не произошло, так как нужно было искать новых поставщиков, заключать контракты. В 2013 году доля стран, на импорт товаров из которых введен запрет, составляла 47% в совокупном импорте, а по итогам 2014 года она сократилась до 29%. География ввоза с развитых европейских стран сместилась на развивающиеся страны. Существенно нарастили поставки в Россию Эквадор, Марокко, Бразилия, Аргентина. Основная работа по выявлению санкционных товаров происходит на внутреннем рынке.
Наталья Проказова, коммерческий директор ГК "Аривист":
Основной объем запрещенных товаров везется через Белоруссию. Все знают основных игроков Белоруссии. Недавно в этой стране проходило большое совещание с участием ФТС. Представители белорусского государственного таможенного комитета комментировали ситуацию? Что они планируют делать, когда собираются остановить это безобразие? Сейчас мы боремся с крохотным ввозом товаров из Финляндии, которыми снабжаются маленькие магазинчики, а из Белоруссии заходит за раз 20 фур, а это по объему не один маленький магазинчик.
Максим Мамчур, начальник службы таможенного контроля после выпуска товаров Северо–Западного таможенного управления:
Борьба с незаконным ввозом и оборотом санкционной продукции — одно из приоритетных направлений нашей деятельности. Основной объем товаров отдельной категории следует в Россию из других стран Евразийского экономического союза. В Псковской области находится участок российско–белорусской границы, на котором с ноября 2015 года для недопущения перемещения в Россию запрещенных товаров осуществляется контроль за перемещением грузов образованной для этих целей мобильной группой. Всего в России создано 35 таких мобильных групп. Пока мобильные группы существуют не в качестве самостоятельных подразделений, в их составе работают специалисты со всех подразделений таможни. Но работа ведется, и в перспективе мобильные группы станут самостоятельными подразделениями таможенного органа.
Наша мобильная группа межведомственная, в ее работе также принимают участие подразделения ФСБ России и МВД России, специалисты Россельхознадзора, а также сотрудники ГИБДД и Ространснадзора, наделенные правом остановки транспортных средств. Мобильные группы работают исходя из оперативной информации. В том числе мы получаем информацию от коллег из автодорожного надзора или ГИБДД, останавливая транспорт, они выявляют признаки того, что везется запрещенный товар, и сообщают об этом нам. Также мы знаем перевозчиков и компании, которые в Республике Беларусь занимаются ввозом в Россию санкционной продукции. Наши коллеги из правоохранительного блока выявляют выгодоприобретателей в России в рамках оперативно–разыскной деятельности. Помимо информации, поступающей от правоохранительного блока, мы также анализируем информацию, поступающую от граждан. Мы уже точно знаем, где работать, поэтому объем выявлений растет. Так, в 2016 году мы выявили 1 223 тонн продукции, запрещенной к ввозу, а в этом году, на конец августа, — 2 258 тонн запрещенных к ввозу товаров. В настоящее время мобильная группа работает в круглосуточном режиме вблизи государственной границы, а также на основных дорогах общего пользования в направлениях на Петербург и Москву. К концу года ожидается оснащение мобильной группы специальными мобильными комплексами со всей необходимой для нас техникой. И мы работу усилим. Обо всех выявлениях мы ежедневно сообщаем в центральный аппарат ФТС России. В рамках международного сотрудничества эта информация доводится до ГТК Республики Беларусь.
Также нами проверяются объекты внутреннего рынка. В 2016 году на внутреннем рынке было проведено 164 проверочных мероприятия, мы выявили 133 тонн товаров отдельной категории, а за 8 месяцев этого года уже проведено 169 проверок, выявлено и изъято из оборота 139 тонн таких товаров. Законодательство позволяет нам проверять любое лицо, у которого могут находиться незаконно ввезенные товары, но чаще всего проверочные мероприятия на внутреннем рынке проводятся на крупных складских объектах и оптово–распределительных центрах (ОРЦ. — Ред.).
Самый крупный ОРЦ в регионе СЗТУ расположен в Петербурге на Софийской улице, так называемая Софийская овощебаза. Несмотря на то что представители ЗАО "Нарт" (владеет Софийской овощебазой. — Ред.) всячески содействуют в реализации специальных экономических мер и проведении мероприятий на их объекте, они за арендаторов отвечать не могут, и там выявления продолжаются.
Семен Султанов, директор по развитию ГК "Наш Питер":
Насколько далеко может зайти таможенный контроль после выпуска товара? Допустим, я купил мясо или овощи, у меня есть необходимые сертификаты и ветеринарные справки от поставщика, но вдруг выясняется, что товар незаконно ввезен. Были прецеденты, чтобы таможенные органы проверяли ресторанные холдинги, изымали продукцию?
Георгий Минкин, начальник отдела взаимодействия с налоговыми и иными контролирующими органами службы таможенного контроля после выпуска товаров СЗТУ:
Особенность мероприятий по реализации специальных экономических мер в том, что таможенные органы наделены полномочиями по изъятию и уничтожению санкционных товаров без выяснения обстоятельств их ввоза. То есть сразу после обнаружения товара отдельной категории на внутреннем рынке запускается процедура его изъятия и уничтожения.
Любое мероприятие таможенного контроля на внутреннем рынке основывается на информации о наличии у какого–то лица незаконно ввезенного товара. Для получения такой информации проводится комплексная работа. В том числе это сотрудничество с бизнес–сообществом, с активными гражданами, взаимодействие с правоохранительными органами. После ввода санкций мы активно проверяли крупный ретейл по обращениям граждан. Сегодня в крупных гипермаркетах мы не видим запрещенные товары. Больше работаем на ОРЦ, хотя маленькие магазинчики тоже проверяются.
Галина Кушнер, начальник отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров службы федеральных таможенных доходов СЗТУ:
Товары, ввозимые на территорию РФ, должны иметь соответствующую маркировку, подтверждающую в том числе сведения о стране происхождения товаров. Подтвердить или опровергнуть заявленные сведения о стране происхождения товара позволяет специальная (палинологическая) экспертиза, которая позволяет определить регион происхождения товара по составу пыльцы и спор, то есть микроскопических растительных частиц, присутствующих в воздухе и оседающих на тех или иных продуктах. Например, импортер заявляет, что страна происхождения товара — Мадагаскар, а экспертиза показывает, что товар, скорее всего, из Южной Европы. Или в документах указан Ливан, а эксперты утверждают, что товар с Юго–Востока Европы. Такие экспертизы проводятся по плодоовощной продукции.
Достоверность экспертизы зависит от корректности отбора проб. В 55% случаев заявленные сведения о стране происхождения товаров не подтверждаются. В основном это товары, выявленные мобильными группами. Почти в 40% мы подтверждаем страну происхождения товаров, заявленную в документах. И есть небольшое количество случаев, когда мы не можем подтвердить происхождение. Это случаи, когда продукты произрастают в закрытых грунтах, в теплицах, где оседание микрочастиц незначительное. Поэтому экспертиза не опровергает, но и не подтверждает регион происхождения товара. В таких случаях мы основываемся на предоставленных документах. Участники ВЭД, не согласные с результатами экспертизы, могут ходатайствовать о проведении повторной таможенной экспертизы либо дополнительной экспертизы. Экспертное исследование не должно превышать 10 дней, если оно связано с санкционными товарами.
Руслан Кисс, совладелец компаний, производящих цитрусовые, MADARI sarl и "РусАгро":
А что с товаром происходит, пока идет экспертиза? Правильно, он стоит в рефконтейнере и портится. Поэтому направление на экспертизу — это приговор. Надо понимать, что значительную часть товара импортер потеряет. Мы согласны, что надо проверять, мы согласны с выборочным контролем. Но когда в сезон приходит по 50 контейнеров в день и значительная часть товара портится в результате проверок — это уже плохо. Например, можно подумать о том, чтобы рефконтейнеры открывались только раз и все проверяющие одновременно осматривали товар. А то в результате многократных открываний контейнера нарушается температурный режим, и значительная часть товара портится. Но в целом действия таможни по борьбе с запрещенными товарами я поддерживаю. Они правильные.
Посмотрите, что сейчас происходит на рынке. Я про цитрусовые буду говорить. Я их очень хорошо знаю. Каждый четвертый мандарин на рынке — это наш. Не привезенный, а выращенный нами. Каждый пятый апельсин — наш. Поэтому мы очень тщательно отслеживаем рынок.
По основным конкурентам — Испания, Италия — поставки в Россию формально сократились в 5–8 раз. И тот объем по цитрусовым, который пришел в Россию на место Италии и Испании, пришел через экзотические страны — Бенин и Кот–д’Ивуар. Я был в начале июня в Кот–д’Ивуаре, я вас уверяю: там мандарины и апельсины стоят дороже, чем в России. Оттуда ничего не может к нам ехать, надо понимать, что они не могут выращивать и поставлять в Россию ни томаты, ни перец, ничего. У них нет необходимых для этого сельхозугодий. А к тому же они еще и ленивые.
Но самое удивительное, что при ограничении предложения цена на цитрусовые упала на 40%. Почему? А потому что на рынок идут цитрусовые низкого качества, их смешивают здесь с цитрусовыми хорошего качества и продают под брендами Абхазии, Марокко. Цены снижают за счет снижения качества. С 2015 года цена условной тонны мандаринов снизилась с $850 до $470. При этом странно, что ни у кого не возникает вопроса: а как при таких оптовых ценах цитрусовые в розницу стоят 50 рублей за 1 кг? К таможне меньше всего вопросов, а вот к Роспотребназору и Россельхознадзору есть. Отсутствие контроля с их стороны — это очень плохо. Этот сезон будет показательным.
Надеюсь, что при объеме производства в Абхазии 12 тыс. т мандаринов в России не будет продано 120 тыс. т абхазских мандаринов. Другая сторона вопроса — это товары глубокой переработки: масло, сыры. С ними все намного сложнее.
С одной стороны, альтернативы нет, а с другой — отследить происхождение таких товаров гораздо сложнее. В Белоруссию могут заезжать итальянские и французские сыры, а выезжать белорусские. Та же рыба и белорусская креветка — ее можно пытать, но она не расскажет, откуда она приехала.
Андрей Валитов, руководитель отдела таможенного оформления ГК "Одиссей":
В рамках борьбы с так называемыми санкционными продуктами таможня выделила товары прикрытия — недорогой товар, под видом которого может ввозиться запрещенный товар. Товарам прикрытия досталось больше всего.
Например, если импортер ввозит товар–прикрытие, то все таможенные органы проявляют к нему повышенный интерес — как во время оформления выпуска товара, так и после.
Партия останавливается, назначается экспертиза, груз стоит. Хотя товар зачастую можно идентифицировать даже внешне. И даже если экспертиза положительная, то ничего не мешает таможне остановить следующую партию товара, если партия содержит хотя бы один новый артикул. Например, из Латинской Америки возим лактозу. Прямая поставка, прямой контракт, подозревают причастность к запрещенным товарам. Таможня останавливает всю партию в 10 контейнеров. Проводит досмотр, инициирует отбор проб и экспертизу.
В результате экспертиза превышает 20 дней. В итоге расходы на хранение превышают стоимость самого груза. Пропадает экономический смысл операции по ввозу этого товара, стоит он недорого. Не знаю, как можно решить эту проблему. Затем контроль после выпуска тоже блокирует всю партию контейнеров. Приходится выставлять груз обратно на досмотр, а это дополнительные расходы. Многие линии и терминалы дают 4 дня хранения, а таможня не дает возможности освободить контейнеры и покинуть территорию склада временного хранения.
Выставление контейнера на досмотр обходится примерно в 20 тыс. рублей, не говоря уже про хранение и штрафы. Некоторые таможенные органы арестовывают груз, если на нем не стоит знак ЕАС — маркировка соответствия нормам технического регламента. Действительно ли это серьезное правонарушение, за которое необходимо накладывать арест на груз и запрещать его выпуск до завершения рассмотрения дела об административном правонарушении, далее перемещать груз на таможенный склад, маркировать и только после этого разрешать выпуск? Наказание в виде штрафа — справедливо, потому что нарушение есть, но арест груза — зачем?
Может, возможно наложить ограничение на реализацию этой продукции до полной маркировки, как это, например, делается в других странах? Тем более что у таможенных органов есть такая возможность.
Ольга Пелле:
Техническими регламентами в рамках Евразийского экономического союза предусмотрены обязательные требования, в том числе требования к продукции в части ее упаковки, маркировки, этикеткам и правилам их нанесения. Данные требования подлежат исполнению для всех и без изъятий. За несоблюдение установленных требований предусмотрена ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Роман Гордиенок, руководитель отдела ВЭД и международных проектов ООО "Импорто":
С 1 января должен вступить в силу новый кодекс Таможенного союза. Какие изменения ждут контроль после выпуска?
Максим Мамчур:
В части, касающейся грядущих изменений таможенного законодательства, могу отметить, что каких–то революционных новелл для наших подразделений нет, изменения коснутся камеральных таможенных проверок.
Сейчас законодательство не устанавливает сроков их проведения, а собирается ограничить 90 днями без учета сроков на истребование документов. Еще приняты законодательные поправки, согласно которым вскоре мы получим право остановки транспортных средств.